Первая в мире плавучая АЭС, которую строит «Росатом», почти готова. 23 августа ПЭБ «Академик Ломоносов» с загруженным ядерным топливом и экипажем на борту отправился из Мурманска к месту базирования. За 30–40 дней он преодолеет 2,5 тыс. морских миль, а затем будет подключен к береговой инфраструктуре в бухте Певека и заработает в составе плавучей атомной теплоэлектростанции. После введения в эксплуатацию она станет самой северной в мире, а количество АЭС в России увеличится с 10 до 11.

ПЭБ — несамоходное судно. По Северному морскому пути его сопровождают три буксира ледового класса. «Ведущий на тросе тянет блок за собой, второй — позади, он обеспечивает торможение. Фактически ПЭБ идет как по натянутой струне», — ​описывает транспортировку заместитель директора дирекции по эксплуатации и сооружению плавучих атомных теплоэлектростанций «Рос­энергоатома» Кирилл Торопов. Третий буксир — запасной. Остановок в пути не планируется.

В Певеке ПЭБ пришвартуют у мола-причала, а в ноябре, после завершения последней части испытаний, подключат к энергосистеме города. В состав энергетической установки ПЭБа входят два реактора КЛТ‑40С. Общая электрическая мощность составит 70 МВт, установка будет вырабатывать 50 Гкал/ч тепловой энергии. В ближайшие годы ПАТЭС заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Строительством высоковольтных линий электропередачи из Певека в Билибино занимается «Русгидро».

Мол-причал для ПЭБа готов, он был спроектирован с учетом ветровых нагрузок в Певеке: конструкция выдержит сильнейший ветер южак, скорость которого составляет около 50 м/с. «Два года, пока мол строился, дули южаки. Повреждений не было, все конструкции выдержали», — ​говорит глава дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталий Трутнев.

На борту ПЭБа на Чукотку отправились 74 человека. Это первая вахта, вторая сменит ее в начале октября.

Срок эксплуатации ПЭБа — минимум 36 лет: три цикла по 12 лет, между которыми необходимо будет проводить перегрузку активных зон реакторных установок. Кроме того, реакторы ПЭБа потребуют промежуточных перегрузок раз в три-четыре года.

ПАТЭС станет референтным проектом для новых плавучих станций, показав работоспособность инженерных решений и транспортных технологий, использованных при строительстве и эксплуатации. В ЦКБ «Айсберг» уже идет разработка проекта второго поколения ПАТЭС с оптимизированным плавучим энергоблоком (ОПЭБ). В нем будут установлены два реактора РИТМ‑200 мощностью 50 МВт каждый. Решение о строительстве будет принято по результатам эксплуатации первой ПАТЭС. Предполагаемые заказчики — страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: