Реакторная династия

Обнинской АЭС исполнилось 65 лет. Первенец мировой атомной энергетики, станция мощностью всего 5 МВт основала разветвленную династию реакторных технологий.


Заслуженный советский и российский физик, ветеран отрасли Лев Кочетков участвовал в пусковых операциях Обнинской АЭС в 1954 году. Ему выпала честь открыть 26 июня в Обнинске научно-техническую конференцию, посвященную юбилею. «Это была важная политическая задача страны. Мы пустили станцию, чтобы всему миру продемонстрировать: ядерная энергия должна использоваться не для уничтожения, а на благо человечества», — сказал Лев Кочетков. За 4,5 года успели все: разработали проект, сделали оборудование, построили и ввели станцию.

«17:45. Пар подан на турбину» — такую запись оставил в оперативном журнале Дмитрий Блохинцев, начальник объекта «В» (так называли станцию в официальных документах). А руководитель проекта Игорь Курчатов поздравил всех фразой «С легким паром!».

Обнинская АЭС проработала 48 лет, хотя в проект закладывали 30 лет эксплуатации. Сейчас это популярный музей.

Вдохнула жизнь и энергию

«Обнинская АЭС стала не только первенцем атомной энергетики. Она стала научно-исследовательской площадкой. Дала жизнь ФЭИ. Вдохнула жизнь и энергию в город Обнинск», — сказал глава «Росатома» Алексей Лихачев, выступая на юбилейной конференции. Здесь проводились исследования по перспективным реакторам для энергетики и флота, новым материалам, производству изотопов.

«Ядерные технологии эволюционировали, сделались безопаснее, надежнее и эффективнее. Теперь, в 2019 году, мы предлагаем клиентам реактор ВВЭР поколения III+, мощность которого больше, чем когда-либо, а безопасность существенно улучшена», — заключил Алексей Лихачев.

Атомная генеалогия

Историю развития отечественных реакторных технологий представил первый заместитель гендиректора «Росатома» Александр Локшин. Первое направление — канальные реакторы. В промышленном исполнении это АМБ для Белоярской АЭС (сегодня уже остановленные) и ЭГП, три до сих пор работают на Билибинской АЭС, один остановлен. Венец канальной технологии — РБМК, долгое время составлявшие основу нашей атомной энергетики. Но вскоре и им предстоит уйти на покой. Первый блок Ленинградской АЭС остановлен в 2018 году. «Постепенно РБМК будут выводиться из эксплуатации. Мы к этому готовы. Надеемся, что наш опыт будет востребован за рубежом», — сказал Александр Локшин.

На смену РБМК пришли водо-водяные реакторы. Это еще одна мощная ветвь генеалогического древа. Первые ВВЭР построены на Нововоронежской АЭС (ВВЭР-120 и 350, уже остановлены). Затем в серию пошли блоки с ВВЭР-440 и ВВЭР-1000. Теперь «Росатом» строит блоки мощностью более 1200 МВт. Два блока с ВВЭР поколения III+ (проект АЭС 2006) уже работают на Нововоронежской АЭС-2 и строящейся Ленинградской. Второй блок НВАЭС-2 подключен к сети в мае, а в декабре его планируется сдать в промышленную эксплуатацию.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ СЕГОДНЯ

Доля АЭС в энергобалансе составляет порядка 20 %. В центральной части России — до 45 % и выше (в зависимости от останова на ремонт и спроса на электроэнергию).
В 2018 году выработка электроэнергии на АЭС была рекордной — более 204 млрд кВт∙ч.
На станциях концерна «Росэнергоатом» работают 35 блоков: 20 с реакторами ВВЭР, 13 канального типа и два — на быстрых нейтронах.

Проект ВВЭР-ТОИ отличается повышенной электрической мощностью. И это более компактный и устойчивый к различным нагрузкам блок, подчеркнул Александр Локшин. Развитие технологии водо-водяных реакторов связано с переходом на спектральное регулирование энерговыделения. «Это позволит значительно сократить влияние борного регулирования, тем самым уменьшить CAPEX и OPEX (капитальные и эксплуатационные затраты. — «СР»). Спектральное регулирование должно улучшить маневренность блока. Кроме того, это позволит в случае необходимости полностью загрузить активную зону МОКС-топливом», — пояснил Александр Локшин.

Быстрее, еще быстрее

Не менее важное направление эволюции — быстрые реакторы. Первая исследовательская установка такого типа появилась в нашей стране еще в 1958 году. В 1969 году был введен исследовательский реактор БОР 60, который до сих пор в строю. И наконец, в 1973 году заработал реактор БН 350 в Шевченко (сейчас Актау, Казахстан).

«Росатом» — безусловный лидер в сфере быстрых реакторов. На Белоярской АЭС работают БН-600 и БН-800 с натриевым теплоносителем. Причем срок эксплуатации БН-600, введенного в строй в 1980 году, планируется продлить. В перспективе — сооружение быстрого реактора мощностью 1200 МВт. Правда, еще не принято решение, каким будет теплоноситель. «Реактор ждет своего часа. Решение о строительстве зависит от коммерциализации», — подчеркнул Александр Локшин. Исследовательская база тоже обновляется: на смену БОР-60 к 2025 году придет МБИР.

Почему быстрые реакторы так важны для будущего отрасли? Они позволяют вовлечь в энергетику уран-238 и продукты переработки ОЯТ. Вопросами замыкания топливного цикла «Росатом» занимается в рамках проекта «Прорыв». Его основная площадка находится на СХК, там строится опытный комплекс на базе реактора БРЕСТ со свинцовым теплоносителем и модулями для переработки ОЯТ и фабрикации-рефабрикации топлива.

Персональный вопрос

«Росатом» — мировой лидер и по контрактам на сооружение АЭС за рубежом. Госкорпорация работает в 12 странах. «Но эти блоки еще надо построить, научить партнеров их эксплуатировать. Надо войти в 2020-е годы, закрепив и расширив лидерство на глобальном рынке», — сказал Алексей Лихачев.

Один из важнейших вопросов, особенно для стран-новичков, — подготовка персонала. «Росэнергоатому» нужно ежегодно примерно 360 молодых специалистов. А вот потребность стран-новичков значительно выше — до 2030 года примерно 8 тыс. сотрудников. Подготовку ведут опорные вузы отрасли, в первую очередь НИЯУ «МИФИ», и Техническая академия «Росатома».

Большое внимание кадрам уделяют и в МАГАТЭ. Агентство на конференции представлял заместитель гендиректора Михаил Чудаков. Он привел пример того, как дефицит человеческих ресурсов стоит на пути развития атомной энергетики: ввод АЭС «Барака» в ОАЭ, построенной корейской компанией KEPCO, откладывается именно из-за нехватки специалистов по эксплуатации.

Председатель Всемирной ассоциации операторов АЭС Том Митчелл сделал акцент на мерах, укрепляющих безопасность отрасли. Это базовый фактор развития атомной энергетики, уверен он. После аварии на АЭС «Фукусима» в Японии ВАО АЭС запустила в работу 12 проектов, направленных на повышение надежности атомных станций. В итоге было внедрено 6 тыс. улучшений на разных площадках. Том Митчелл призвал операторов атомных станций продолжать обмен опытом для блага отрасли.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: