Александр Локшин: «Наука вышла из тени бизнеса»

2018 год в «Росатоме» прошел под знаком науки. Научный блок пережил масштабную перезагрузку. Организационные преобразования уже дали плоды: выправилось финансовое положение НИИ, началось омоложение кадрового состава, появился отраслевой план НИОКР и деньги на его выполнение. Ученые и представители бизнеса обсудили ход реформ на II Отраслевой научной конференции в Сочи.

Открыл конференцию первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционному управлению Александр Локшин. Он возглавлял группу, разработавшую в Год науки долгосрочную стратегию технологического развития отрасли. «Когда мы год назад проводили первую конференцию, у нас было две цели. Во-первых, мы хотели продемонстрировать, что наука вышла из тени бизнеса на первый план, — ​рассказал Локшин. — ​Надеюсь, нам все удалось и отрасль это почувствовала. Во-вторых, надо было выбрать приоритеты развития, сконцентрироваться на наиболее важных направлениях. В течение года мы составляли по ним единый тематический план».

Заместитель гендиректора «Росатома» по науке и стратегии Юрий Оленин подвел итоги программы финансового оздоровления НИИ: «Институты в основном освободились от долгов и от бремени содержания объектов ядерного наследия и экспериментальной базы. Составлены планы выхода на безубыточность, идет поиск новых источников финансирования».

Важнейшим решением Юрий Оленин назвал создание отраслевого комитета по науке — нового органа, за которым будет последнее слово при определении вектора научно-технического развития отрасли. Именно комитет по науке одобрил представленные стратегическим советом «Росатома» приоритетные направления НИОКР и распределение финансирования в рамках единого отраслевого тематического плана.

В тематический план вошла 131 НИОКР, по большинству работа уже началась. «При отборе мы постарались уйти от привычной парадигмы «делаем то, что умеем» и прийти к новой — «делаем то, что нужно отрасли», — ​отметил Юрий Оленин.

Он подчеркнул, что наука, управление и бизнес должны почувствовать взаимную ответственность. «Нужно создать в отрасли такую систему, которая обеспечит единение науки и бизнеса для коммерциализации новых знаний, — ​считает глава научного блока. — ​Необходимо обеспечить быстрое и эффективное взаимодействие всех организаций, утвердить единую политику выполнения отраслевых НИОКР». Другие тезисы из доклада Юрия Оленина читайте в следующем номере.

На пленарной дискуссии представители «Росатома», РАН, Министерства науки и высшего образования, Курчатовского института обменялись мнениями о роли ядерной науки в реализации национальной стратегии научно-технологического развития. Затем прошли панельные сессии по приоритетным направлениям развития. Формат изменился: в прошлом году специалисты дискутировали по своим темам в узком кругу, а в конце конференции докладывали об итогах заседания. В этот раз каждое направление обсуждали всем собранием. О том, что решили на панельных сессиях, мы напишем в ближайшем выпуске «Лаб. СР».

Самое жаркое обсуждение развернулось вокруг АЭС малой мощности. Какие проекты наиболее перспективны на внутреннем и зарубежном рынках, где строить первую станцию, какой мощности: 10 или 100 МВт, — ​вопросов множество, и решить все в рамках конференции невозможно. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев выступил с предложением создать рабочую группу по малым АЭС: «Я сам буду в ней участвовать и очень хочу, чтобы Курчатовский институт и Академия наук тоже подключились. Надо выйти с консолидированным предложением».

Алексей Лихачев также остановился на замыкании ядерного топливного цикла: «Недавно мы принимали китайскую делегацию. Среди приоритетных направлений сотрудничества — замыкание ЯТЦ и двухкомпонентная энергетика. Надо ускорять работу по проекту «Прорыв» и по следующему этапу — созданию промышленного энергокомплекса на базе реакторов на быстрых нейтронах».

Руководитель отрасли положительно оценил итоги Года науки, но отметил, что трансформация инновационного блока завершилась лишь на треть: выбранные приоритетные направления нужно усилить. Кроме того, Алексей Лихачев предложил раз в два года проводить научную конференцию в международном формате.


Виктор Ильгисонис

Директор направления научно-технических исследований и разработок, «Росатом»

— На конференции мы подвели итоги Года науки: что сделали, куда движемся, что собираемся сделать. Вместе с топ-менеджерами «Росатома» и дивизионов мы проверили корректность выбранного курса в области науки. Очень важно постоянно держать руку на пульсе, вовремя замечать проблемы и принимать меры, чтобы не оказаться внезапно в тупике.

Владимир Фортов

Академик, член президиума РАН

— На этой конференции сотрудники разных институтов и организаций знакомятся с планируемыми научными работами и с тем, как они будут организованы, в какой кооперации. Ученые и специалисты имеют возможность познакомиться, пообщаться в неформальной атмосфере, услышать, какие планы и идеи есть у руководства, и высказать свои. Такие мероприятия очень важны, и лишь немногие организации в России, да и в мире используют подобный формат. Обычно отраслевая наука обособлена, более того, сотрудники одной научной организации не знают, что творится в другой.

Евгений Адамов

Научный руководитель проектного направления «Прорыв»

— Конференция показала, что интерес к науке, которого так долго добивались, наконец возник. Мероприятие очень продуктивное: происходит коммуникация научных специалистов, работающих в разных проектах, и я уверен, что она даст положительный эффект.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: