На ледоколе по Обской губе
Накануне V Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» его участники посетили завод «Ямал СПГ» в поселке Сабетта, обсудили на атомном ледоколе «50 лет Победы» перспективы Северного морского пути и сделали перерыв, чтобы с палубы посмотреть, как судно проходит сквозь двухметровые льды.
Название небольшому вахтовому поселку на восточном берегу Ямала у Обской губы дали геологи примерно 40 лет назад, по реке Сабетта-Яха. В начале апреля здесь снежно и морозно. Дорогу перебегают песцы. Местные говорят, что лето придет в Сабетту на пару недель, и начнется нашествие комаров и мошкары.
Сегодня Сабетта — промышленный центр. На Южно-Тамбейском месторождении добывают голубое топливо, сжижают с помощью экстремального охлаждения, так газ удобнее хранить и транспортировать, и отправляют по Севморпути. Проект «Ямал СПГ» вряд ли был бы возможен без атомоходов, которые проводят танкеры через льды.
Самый молодой ледокол
В районе Сабетты работает самый молодой атомный ледокол — «50 лет Победы». Добираемся до него на трех буксирах: «Юрибее», «Пуре» и «Надыме». Они были построены специально для Сабетты по проекту «Атомфлота». Ходить на буксирах, обслуживающих «Ямал СПГ», престижно — большие зарплаты и хорошая перспектива: доказанные запасы месторождения обещают стабильную добычу газа лет на тридцать вперед.
Капитан ледокола «50 лет Победы» Олег Щапин рассказывает участникам круглого стола о судне, где им предстоит провести почти сутки. Идея построить ледокол возникла в конце 1980-х, на волне спроса на круизы к Северному полюсу. Ледокол сначала носил название «Урал». Его спустили на воду в 1993-м, но работы приостановили. Правительство России решило достроить ледокол в 2003 году, а спустя четыре года на нем был поднят государственный флаг, название изменили.
ВЯЧЕСЛАВ РУКША
Заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути
— В перспективе, на мой взгляд, формировать основной объем перевозок будут три базовых грузопотока. Это прежде всего сжиженный природный газ «Новатэка»: они говорят о 60–80 млн т в районе 2030 года. Второй — нефть. Пайяхское месторождение должно выйти на 25–30 млн т, первый шаг — 5–10 млн т к 2024 году. Если подключится и «Роснефть» с месторождениями Ванкорской группы, объем добавится. И третий — уголь с Таймыра: Лемберовский разрез, Сырадасайское месторождение. Производители угля уперлись в пропускную способность железных дорог, там не удастся быстро нарастить перевозку. Эти вопросы требуют детальной проработки и главное — взаимоувязанности. Все проекты в режиме круглогодичной навигации требуют постоянной поддержки ледоколов. Только проекту «Ямал СПГ» надо два ледокола на семь месяцев.
Этот ледокол на 9,6 м длиннее судов предыдущего поколения. У него увеличенная ледопроходимость — до 2,8 м. «50 лет Победы» с 1 января этого года работает на трассе в районе Сабетты и на 7 апреля провел 101 газовоз и 30 танкеров и сухогрузов. Летом «50 лет Победы» ходит с туристами на Северный полюс. Как признают в «Атомфлоте», раньше это было хорошим финансовым подспорьем, но по мере интенсивного развития грузоперевозок экономической целесообразности в таких рейсах все меньше. Зато остается имиджевая составляющая. Самый большой спрос на путешествие к полюсу у китайцев.
Со времен Петра I
С помощью «Атомфлота» по СМП перевозится около 20 млн т грузов ежегодно, рассказывает заместитель гендиректора «Росатома», руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. Рекорд Советского Союза — 6,7 млн т. План на 2019 год — выйти на 25 млн т. Значительная доля в этом объеме — углеводороды, в первую очередь сжиженный природный газ завода «Ямал СПГ».
Россия мечтала об освоении Крайнего Севера еще со времен Петра Великого. Уже в середине XVIII века сложилось довольно полное описание этой территории. Карские экспедиции в конце XIX — начале XX века регулярно возили грузы северным маршрутом. В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» доказал, что Севморпуть можно пройти за одну навигацию.
Решение о строительстве первого атомного ледокола «Ленин» приняли в 1953 году, сдали его в 1959-м. Тогда стояла задача транспортного обеспечения Норильского комбината. Это предприятие фактически стало основной грузовой базой будущего «Атомфлота».
Новая фаза расцвета атомного ледокольного флота связана с интенсивным освоением Арктики. В прошлом году «Росатому» были переданы полномочия в этой сфере. Указом президента № 204 поставлена задача выйти на перевозку 80 млн т грузов по СМП к 2024 году. Без атомных ледоколов тут не обойтись.
Скачки ледовитости
Гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка рассказал участникам круглого стола о ситуации в Арктике в последние годы. Общая тенденция — снижение площади льдов. Впрочем, были скачки — например, в 2002–2003 годы зафиксирован резкий рост ледовитости. «Это показывает, что в определенные годы даже мощные суда, с мощным ледовым классом, рискуют не пройти самостоятельно», — поясняет Мустафа Кашка.
На этом моменте круглый стол временно прервался. Все высыпали на палубу, чтобы посмотреть, как на закате в сторону Сабетты идет газовоз. Ночью мимо проходил еще и лихтеровоз «Севморпуть». Навигация на СМП довольно интенсивная. После круглого стола члены экспедиции посмотрели, как атомный ледокол ломает двухметровый лед, и прошли с экскурсией по судну.