Что из задуманного полвека назад получилось, а что осталось атомной фантастикой
Наш архивариус изучил публикации более чем полувековой давности о перспективах использования атомной энергии. И решил поделиться с читателями любопытными выдержками. Что-то из упомянутого в этих раритетах получилось, а что-то до сих пор остается фантастикой.
Текст: Константин Чуприн
ТЕРМОЯД АРЦИМОВИЧА
«Термоядерные электростанции? Да, несомненно, они будут построены, — сказал академик Лев Андреевич Арцимович. — И может быть, не в XXI веке, а в нашем».
Вероятно, это будет довольно компактная установка типа замкнутой «бубличной» камеры. Внутри у этого «бублика» будет пылать сильно нагретый плазменный «шнур», а кругом его обступят сложные машины, подводящие к нему ток, а также питающие обмотку основного магнитного поля. Все это будет погружено в водяную рубашку, поглощающую нейтроны и охлаждающую стенки «бублика». Это тепло также можно будет использовать на тепловых электростанциях обычного типа. Если «бублик» сделать диаметром около 10 м и толщиной 1–2 м, то мощность электростанции достигнет примерно 1 млн кВт. В принципе, возможно и прямое превращение части термоядерной энергии в электрическую. Когда плазма после сильного сжатия расширяется, она отжимает силовые линии магнитного поля к стенкам камеры. Они пересекают провода катушек, оплетающие «бублик». В них возникает ток. Если удастся когда-либо перевести работу такой электростанции на чистый дейтерий (а это будет, видимо, не очень скоро), можно ожидать, что половина энергии станции будет непосредственно превращаться в электричество. Пока еще не решена главная проблема — не удается практически получить и удержать в реакторе устойчивый «шнур» горячей плазмы».
Михаил Васильев, Сергей Гущев «Репортаж из XXI века» (М., «Советская Россия», 1963)
Что сбылось: несмотря на то что в мире построено множество токамаков, а во Франции осуществляется международный проект термоядерного реактора ИТЭР, работы еще почти непочатый край. Но дорогу осилит идущий, а ядерные физики не привыкли отступать.
«КУЗЬКИНА МАТЬ»
«Первые атомные бомбы имели тротиловый эквивалент в 20 тыс. т, а современные термоядерные бомбы, изготовленные в Советском Союзе, — до 100 млн т.
Коммунистическая партия и советское правительство принимают все меры для обеспечения мирного труда нашего народа. Наши атомные подводные лодки с ракетно-ядерным оружием могут стрелять ракетами с мощнейшими ядерными зарядами из любого положения — надводного и подводного — и ходить подо льдами. У нас имеется любое оружие, намного превосходящее по тактико-техническим данным оружие любого противника».
Анатолий Анзин «Атом — двигатель» (М., Воениздат, 1964)
Что сбылось: речь идет о знаменитой демонстрационной термоядерной авиабомбе «Кузькина мать», которой Хрущев пугал «империалистов». 100-мегатонная «Кузькина мать» (она же «Иван» и «Царь-бомба») была испытана только на половину мощности 30 октября 1961 года на Новой Земле. Изделие 602 весом 26,5 т сбросили со специально подготовленного для его доставки бомбардировщика Ту‑95В (бомба не помещалась в фюзеляже и висела под брюхом самолета). Взрыв мощностью 50 Мт (по некоторым данным, даже более) удостоился занесения в Книгу рекордов Гиннесса.
В опытно-конструкторском бюро Королева в первой половине 1960-х разрабатывался боевой вариант советской сверхтяжелой лунной ракеты Н‑1, предназначенный для доставки термоядерной боеголовки мощностью 100 Мт на дальность свыше 12 тыс. км.
СОРЕВНОВАНИЕ ПОДЛОДОК
«Три советские атомные подводные лодки уже вступили в строй, постройка четвертой почти завершена, пятой — завершается, и еще шесть строятся. По другим данным, одна атомная субмарина проходит испытания, другая спущена на воду, четыре строятся и еще четыре готовятся к постройке. СССР утверждает, что советский военно-морской флот располагает атомными подводными лодками, оснащенными мощнейшими ракетами различных типов, и эти лодки действуют на скоростях не меньших, а больших, чем американские, и в не меньшем, а в большем количестве. Но это заявление было опровергнуто руководством США, которое утверждает, что СССР и близко не подошел к американскому уровню в количестве, разнообразии и качестве атомных субмарин. Военно-морские силы США имеют 23 действующие атомные подводные лодки, и еще 38 строятся или заказаны».
Английский справочник по военным флотам мира Jane’s Fighting Ships (1961–1962)
Что сбылось: обе стороны привирали по части количества советских атомных подводных лодок в указанные годы: американцы — существенно занижая, Советский Союз — несколько завышая. Справочник же привел и вовсе неправильные данные о советских атомаринах (секреты в СССР охранялись строго). Реально в 1962 году военно-морской флот СССР имел (не считая строившихся) 22 атомные подводные лодки трех типов: восемь — проекта 658 (носители баллистических ракет), четыре — проекта 659 (носители крылатых ракет) и 10 — проектов 627 и 627А (с чисто торпедным вооружением). К середине 1960-х Советский Союз обзавелся уже 56 атомными субмаринами.
САМОЛЕТ С РЕАКТОРОМ НА БОРТУ
«Агрессивно настроенные американские военные круги считают, что самолет с атомным двигателем будет незаменимым средством для доставки атомных и водородных бомб в любую точку земного шара. Именно для создания таких самолетов в США уже несколько лет ведутся работы по применению атомной энергии в авиации. В последние год-два работы по созданию самолета с атомным двигателем форсировались. Самолетостроительная фирма «Конвэр» разрабатывала самолет, на который должен был быть установлен атомный двигатель фирмы «Дженерал электрик». Работы ведет также ряд других фирм.
Советские конструкторы успешно решают проблему увеличения скорости и дальности полета самолетов на обычном топливе. Вместе с тем широкие перспективы, открываемые применением атомной энергии в авиации, делают эту область привлекательной и для наших конструкторов. В настоящее время еще нельзя назвать дату полета первого атомного самолета, но несомненно, что такой полет состоится. Будущее покажет, будет ли атомный самолет иметь практическое значение или создание его останется лишь дорогостоящим экспериментом».
Юрий Сушков «Атомная энергия в авиации» (М., «Знание», 1958)
Что сбылось: идею использования ядерной энергии в авиации выдвинул в 1942 году Энрико Ферми. Она заинтересовала командование военно-воздушных сил США, и американцы приступили к осуществлению такого проекта. Дело, правда, ограничилось полетами в 1955–1957 годы стратегического бомбардировщика B‑36, переоборудованного под летающую лабораторию с опытным образцом авиационного реактора на быстрых нейтронах, никак не связанного с двигателями. Он действовал на двуокиси урана и охлаждался потоком воздуха. Испытания проводились с целью оценки безопасности реакторной установки и противорадиационной защиты экипажа.
В СССР начало подобным работам положило в 1958 году постановление Совмина. Перед авиационными опытно-конструкторскими бюро Мясищева и Туполева, а также авиадвигательными ОКБ Люльки и Кузнецова была поставлена задача разработки атомных стратегических бомбардировщиков. Созданная на основе тяжелого бомбардировщика летающая атомная лаборатория Ту‑95ЛАЛ в 1961–1962 годы 36 раз поднимала в воздух водо-водяной реактор, чтобы исследовать эффективность системы биологической защиты и влияние излучения на системы самолета. И хотя туполевцы и мясищевцы разработали несколько проектов боевых атомных самолетов, построены они не были. Хотя с 1972 года в СССР с опытным реактором на борту поднимался в воздух еще и гигантский крылатый грузовик Ан‑22 «Антей», совершивший 23 полета. Его планировалось использовать в качестве противолодочного самолета неограниченной дальности полета. Но идея развития не получила.