Пойдем на Север
26–27 сентября в Мурманске проходил форум-диалог «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», где обсуждали перспективы самого северного региона России. По оценкам РАН, в Арктике сконцентрирована большая часть мировых запасов золота, нефти и газа, а общая стоимость минерального сырья превышает 30 трлн долларов.
Текст: Светлана Зайцева / Фото: АСМП, «Страна Росатом»
Для России Арктика имеет куда большее значение, чем для других государств, — в регионе сегодня производится свыше 10 % нашего ВВП. И это только начало, уверены участники форума, организованного общественным советом «Росатома».
Проблем в регионе немало. Отток населения, неразвитость инфраструктуры, транспортного сообщения, перечисляет глава комитета Верхней палаты парламента по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко. По данным комитета, с 2014 по 2017 год численность постоянного населения арктической зоны РФ сократилась на 30 тыс. человек — до 2,371 млн.
Оборот растет
Возможно, все изменится с развитием Северного морского пути. В августе Госдума приняла в первом чтении закон о наделении «Росатома» статусом оператора СМП. «Давно понятно, что необходима структура, которая будет комплексно отвечать за развитие СМП. У «Росатома» есть все компетенции для этой работы», — комментирует Олег Мельниченко.
Развитие СМП обещает прирост бюджета и новые рабочие места. Комплексный план развития оператора СМП будет готов в начале 2019 года, сообщил глава новой в «Росатоме» дирекции Севморпути Вячеслав Рукша. В первую очередь предстоит создать инфраструктуру, в том числе энергетическую, а также развивать флот, диспетчеризацию судоводства и др.
По оценкам «Атомфлота», грузопоток по СМП в этом году достигнет 17–18 млн т, в 2019-м — 25 млн, а к 2024-му — 80 млн. Доминирующим видом груза будет сжиженный природный газ. «Потенциал Севморпути огромный, — говорит Олег Мельниченко. — Мы сегодня даже не представляем в полной мере тот масштаб, который можем получить от транспортного коридора».
Не мешая медведю и моржу
Одобряют появление новой структуры и экологи. «Решение, что администрация Севморпути должна быть «единым организмом», верное. Куда опаснее было бы разбить управление на много разных проектов, которые труднее контролировать, — уверен директор российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин. — У нас уже начались консультации по приглашению «Росатома» для совместной работы над экологической безопасностью в регионе». WWF планирует вместе с «Росатомом» создавать охраняемые морские акватории, развивать проекты по сохранению и мониторингу численности редких видов животных — моржей, белых медведей, нарвалов, белух.
«Работу можно координировать под эгидой «Росатома». Это хороший бренд и отличный административный ресурс. Никаких отдельных структур создавать не надо. Мы все решим через механизмы координации и соглашений», — отмечает Игорь Честин. И добавляет: судоходные маршруты необходимо прокладывать с учетом ареала обитания редких животных.
Коллекция ледоколов
Севморпути нужен мощный ледокольный флот. «Грузооборот резко растет и будет еще расти. Необходимо построить три ледокола на сжиженном природном газе, четвертый и пятый ЛК‑60 и три «Лидера». Цена вопроса — больше 500 млрд рублей. Причем на все про все у нас 10 лет. А главная задача — привлечь деньги не из бюджета РФ», — говорит Вячеслав Рукша. В конце сентября стало известно, что «Росатом» и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути.
Интервью с Владимиром Воробьевым, главным конструктором ЦКБ «Айсберг», спроектировавшего ледокол «Лидер», и руководителем дирекции «Росэнергоатома» по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций Виталием Трутневым читайте в ближайших номерах «СР».
«Это наш первый визит. Нас волнуют все вопросы, связанные с плавучей атомной теплоэлектростанцией. И в первую очередь процесс загрузки топлива и пуска реакторов», — сказал генеральный менеджер организации Нильс Бемер. По его словам, «Беллона» также будет контролировать буксировку плавучего энергоблока в Певек и работу ПАТЭС. «Для нас важно, что у «Росатома» прозрачная политика», — заключил Нильс Бемер.
Арктическое братство
В 1996 году для защиты уникальной природы северной полярной зоны был создан Арктический совет, в который входят семь приарктических стран и Швеция. «Сейчас, когда отношения России и США обострены до предела, осталось не так много областей, где политические потрясения не мешают совместной работе, — говорит участник форума, дипломат Сергей Кисляк, который в 2008–2017 году работал послом России в США. — Например, Международная космическая станция, где люди, рискуя жизнью, вместе решают проблемы. Настоящее профессиональное братство. Когда я приезжаю в центр подготовки российских и американских космонавтов, то думаю, что это идеальная модель отношений наших стран. Ничего подобного больше нигде нет. Но для себя я выделяю еще Арктический совет. На шкале между идеальными отношениями наших стран и реальностью Арктический совет находится ближе к МКС. До сих пор Арктика для нас и партнеров является пространством пониженной напряженности».
В Арктику хотят все. «У наших соседей по Арктике американцев полтора ледокола. Я говорю «полтора» потому, что всего их два, но один обычно ходит в районе Аляски, а второй стоит на ремонте в доке. Соединенные Штаты тоже интересуются регионом, у них есть программа развития ледокольного флота. Наращивает возможности Канада. Но тот задел, который имеется у нас, технологический и интеллектуальный потенциал дает нам возможность оставаться лидером в освоении этого региона», — отмечает Сергей Кисляк.