Переходим от обороны к маркетингу

После года работы с приставкой «и. о.» Сергей Жамилов утвержден в должности гендиректора комбината «Электрохимприбор». Глава ЭХП рассказал «СР» о проблемах перехода на выпуск гражданской продукции, введении проектного управления и пообещал сотрудникам предприятия рост зарплат.

 Текст: Константин Кобяков / Фото: ЭХП

— Временный статус и. о. как-то ограничивал ваши возможности?
Я начал исполнять обязанности гендиректора 1 мая 2017 года. К тому времени мы с коллегами уже разработали стратегию развития комбината, которую я и представил руководству госкорпорации. У нас было полное понимание, что нужно делать, поэтому мы получили поддержку в реализации планов. На приставку «и. о.» я не обращал никакого внимания.
— На должность вас утвердили в апреле этого года?
24 апреля, ровно через 20 лет после моего прихода на комбинат, состоялось заседание наблюдательного совета «Росатома», на котором было принято решение об окончательном назначении. Символично получилось.
За год я адаптировался на новой должности. А на наблюдательном совете уже докладывал о том, что сделано и что мы будем делать на предприятии в ближайшие пять лет.
— И что? Расскажите подробнее.
— Программу развития комбината мы начали реализовать в 2017 году и рассчитываем выполнить ее в 2025 году. Поэтому она называется «17–25». Программа предусматривает глубокие изменения в разных направлениях. Объем государственного оборонного заказа будет постепенно снижаться. Мы целый год с коллективом обсуждаем ситуацию, и сейчас уже ни у кого она не вызывает паники. Все понимают, почему сокращается ГОЗ и что нужно делать в связи с этим. Вся программа разбита на 27 проектов. У каждого — свой руководитель.
Мы наращиваем объем гражданской продукции, оптимизируем производство, разрабатываем новые продукты. Но задачи по гособоронзаказу с нас никто не снимал. Например, сейчас готовимся к выпуску трех новых специзделий. Такого темпа у нас давно не было. В прошлом году три изделия освоили, в нынешнем году — тоже три. Эта работа была, есть и будет, но уже не в том объеме, как в 1990-е или даже в начале 2000-х.


«БУДЕМ СТРЕМИТЬСЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДОЛИ ОБОРОННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ЭХП СРАВНЯЛИСЬ К 2025 ГОДУ. СЕЙЧАС ОБОРОНКА У НАС 90%. ТАК ЧТО ПЛАН АМБИЦИОЗНЫЙ»


ЭХП необходимо меняться, перестраиваться, и на это направлена вся программа «17–25». Мы выстраиваем долгосрочные отношения с партнерами, которые уже прошли путь развития гражданских направлений. У нас налажена плодотворная связь со «СвердНИИхиммашем», сейчас изготавливаем для него центрифуги, насосы, емкости. Ведем переговоры с «Атомэнергомашем» на предмет плотного вхождения в проекты, связанные с изготовлением оборудования для строящихся атомных станций.
— Например?
— Химико-технологическое оборудование: емкости, насосы, центрифуги и т. д. Мы перестроили систему менеджмента качества, и теперь лучше понимаем, как соответствовать требованиям нового заказчика.
«Атомэнергомаш» открыто говорит, что заказов у него много, поэтому нужны партнеры. Мы берем мелкие заказы, выполняем качественно и в срок. Работаем на репутацию.
 — С отраслевыми интеграторами по новым бизнесам вы взаимодействуете?
— Да. У нас выстроились деловые взаимоотношения с РАСУ, компания помогает нам с выходом на рынок электротехники. В первую очередь советами по конструкторской документации. В ближайшее время, надеюсь, мы заключим контракт — небольшой, но это первый шаг — на изготовление комплектных распределительных устройств на 6–10 кВ.
Есть еще одно направление. Для российских добывающих компаний закрылся рынок западного оборудования, и мы снова готовы предложить им свои услуги.
— Какие услуги вы имеете в виду?
— Ремонт запорной арматуры всех диаметров. Если раньше нефтегазовые компании выбрасывали ее и покупали новую, то теперь вынуждены ремонтировать. Мы подстраиваемся под требования заказчика. Я надеюсь, что в следующем году начнем серийно ремонтировать технику такого рода.
— Что нужно сейчас, чтобы развивать эти направления?
— Нам пока не хватает компетенций, особенно в инженерном блоке. Здесь мы прямо на ходу учимся. Например, по направлению «Электротехника» создали конструкторское бюро. Там сплошь молодые ребята с профильным образованием. Им нужно набивать руку.
Также нужно учиться выигрывать тендеры, быстро формировать технико-коммерческое предложение и проходить конкурсные процедуры. Для этого мы реорганизовали маркетинговый блок и сформировали службу управления проектами. До нее было несколько отделов — маркетинга, продаж гражданской продукции и др. Сейчас в службе управления проектами есть опорные направления — машиностроение, нефтянка, электротехника. Их ведут небольшие группы. Каждое из направлений, по сути, отдельный проект от выигранного конкурса до поставки. Проектное управление будет активно развиваться и дальше.

Такие центрифуги ЭХП изготавливает по заказу «СвердНИИхиммаша»

Такие центрифуги ЭХП изготавливает по заказу «СвердНИИхиммаша»

Еще один канал продвижения продукции — предприятие в Москве, «Техэнерго-ЭХП». У нас 50% в этой компании. С помощью нее мы будем бороться за заказы корпораций. Все решения принимаются в Москве, из региона очень сложно по телефону что-то сделать, нужны руки-ноги прямо в столице. «Техэнерго-ЭХП» выигрывает конкурсы и дает подряд «Электрохимприбору». Схема уже отработана. Просто это направление нужно усиливать, наполнять «Техэнерго-ЭХП» специалистами.
— То есть, для развития сейчас нужно набрать и обучить кадры?
— Да. Мы этим занимаемся и с филиалом МИФИ в Лесном, и с Академией «Росатома». Вместе с академией составили несколько программ. Объединили курсы «Экономика и конструирование» и «Бизнес-мастерская ЯОКа». Очень полезный курс, пилотный — в ядерно-оружейном комплексе таких пока не было. Теперь специалисты академии каждый квартал читают его проектным командам ЭХП. Нашим конструкторам, технологам, нормировщикам, руководителям цехов не хватает знаний как раз в части маркетинга и экономики.
— Как помогает статус ТОСЭР, территории опережающего экономического развития, развивать гражданскую продукцию здесь, в Лесном?
— У ЭХП огромные накладные расходы. Это серьезно снижает конкурентные преимущества, и было бы лучше, чтобы новые бизнесы развивались не на предприятии, а рядом с ним. Мы несколько лет назад приняли решение о создании на ЭХП инкубатора: обкатывали в нем технические идеи, готовились производству. Но серийное производство вышедшего из инкубатора продукта должно быть на другой площадке, с другими экономическими условиями, без такого вала накладных расходов. Тогда получится совершенно другая, конкурентная цена продукта. Плюс в ТОСЭРе льготное налогообложение.


«НУЖНО УЧИТЬСЯ ВЫИГРЫВАТЬ ТЕНДЕРЫ, БЫСТРО ФОРМИРОВАТЬ ТЕХНИКО-КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРОХОДИТЬ КОНКУРСНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. ДЛЯ ЭТОГО МЫ РЕОРГАНИЗОВАЛИ МАРКЕТИНГОВЫЙ БЛОК И СФОРМИРОВАЛИ СЛУЖБУ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ»


На самом деле инструмент интересный. Конечно, вопросов пока много. Но мы считаем, что ТОСЭР позволит, во-первых, выводить новые бизнесы на рынок, во-вторых, приглашать в Лесной резидентов, которые создадут рабочие места.

На новом производственном участке идет сборка ячеек КРУ на 6–10 кВ

На новом производственном участке идет сборка ячеек КРУ на 6–10 кВ

 
У нас в проработке с десяток проектов. Они дадут тысячи вакансий в ближайшие 5–10 лет. Бизнесу наш ТОСЭР очень интересен.
— Кто ваши партнеры в ТОСЭРе?
— Сначала мы пробовали создать здесь совместное с Siemens предприятие по производству элегазовых комплектных распределительных устройств. Но в силу того, что немцы очень щепетильно относятся к санкциям, от идеи отказались. Сейчас ведем переговоры с компанией из КНР.
Китайская сторона предлагает и строительство завода, и технологическое оборудование, и обучение персонала. Для нас это новый продукт под ключ, новые рабочие места, новые технологии, для них — вход на российский рынок.
Собираемся в ближайшее время съездить в Китай, посмотреть заводы. Рассчитываем создать СП с долями 50 на 50. Но партнеры готовы вкладываться только после создания в Лесном ТОСЭРа.
— КРУ с элегазовой изоляцией производятся где-то еще в России?
— Да. Но те производства спрос не удовлетворяют. Мы сможем занять очень приличную долю рынка. В абсолютных цифрах — не менее 2 млрд рублей в год.
— Какие еще проекты вы считаете перспективными?
— Самые проработанные проекты — электротехника и оборудование для нефтегаза. По нефтегазу даже не обязательно совместные предприятия организовывать, мы можем просто создать дочернюю компанию. Интерес к сотрудничеству с ЭХП есть у нефтяников Уральского федерального округа. Мы взаимодействуем с Югорском, с Тюменью, с пермяками работаем активно. Им, кстати, без разницы, будет тут ТОСЭР или нет. Главное, чтобы продукция была как можно качественнее и дешевле.
— ЭХП разработал новую ячейку КРУ. Что это за продукт?
— Продукт наш, наших конструкторов. В принципе, ничего сверхъестественного не изобрели. Пока изготавливали первые ячейки, поняли, что можно улучшить, и почти вдвое снизили стоимость, сделав ее конкурентоспособной. Мы еще даже не начали их серийно изготавливать, но уже откорректировали конструкторскую документацию, глубоко проработали все детали бизнес-процесса, от конструкторской документации до закупок комплектующих.
Правда, рынок меняется. Отдельная ячейка скоро будет никому не нужна, нужно комплексное решение. И мы пошли в сторону удовлетворения запросов рынка. Сначала появилась ячейка КРУ, а потом мы всего за полгода создали конструкторскую документацию на открытые распредустройства. Так у нас получился конечный продукткомплектная подстанция.
— Чего ждать сотрудникам ЭХП в ближайший год?
— Больших нововведений не будет. Дело найдется для всех, но кому-то придется переучиваться, чтобы быть востребованным. Сами понимаете, ГОЗ сокращается, появляются новые проекты, это требует перераспределения ресурсов. В этом году мы обкатали процедуру перевода целых групп сотрудников из одного цеха в другой. Все прошло нормально, люди относятся с пониманием. Ни для кого не секрет, что финансово-экономическая ситуация последние годы на ЭХП была не самая блестящая, но появились первые сдвиги к лучшему. Я надеюсь, уже в этом году люди ощутят изменения и смогут увереннее смотреть в завтрашний день
— Вы о зарплате говорите?
— В том числе и о зарплате. Будем стремиться к тому, чтобы доли оборонной и гражданской продукции на ЭХП сравнялись к 2025 году. Сейчас оборонка у нас 90%. Так что план амбициозный.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: