Атомоход пришел на помощь

Ледокол «Таймыр» эвакуировал застрявших на арктическом побережье путешественников из экспедиционного центра «РГО Экспо». История хоть и необычная, но не такая драматическая, как та, что произошла с челюскинцами 84 года назад. «СР» узнала подробности операции, которые свидетельствуют: на арктических трассах царит оживление.
В начале прошлого века организовать арктическую экспедицию могло только государство. Пример — экспедиция по исследованию Северного морского пути на ледокольном пароходе «Челюскин». Она имела мировое значение: когда судно застряло во льдах и затонуло в феврале 1934 года, за спасением смельчаков-полярников следила вся планета.
Через 84 года все стало проще. Путешественникам понадобилась лишь поддержка Русского географического общества и два внедорожника. Цель стояла амбициозная: впервые в истории добраться на пикапах из Норильска до одного из самых северных населенных пунктов Земли — поселка Диксон. Задуманное они выполнили, но на обратном пути техника все-таки отказала, сообщили в «Атомфлоте». Японские полноприводные пикапы не могли передвигаться из-за поломок и глубокого снега. Кроме того, торосы разбили колеса, а запасок уже не осталось. Впрочем, сейчас в Арктике не так безлюдно, как 80 с лишним лет назад. Участники экспедиции сумели добраться до поселка Сопкарга, где получили кров и пищу.
«Информация о проблемах экспедиции «РГО Экспо» поступила на борт ледокола «Таймыр» от начальника метеостанции поселка Сопкарга Алексея Быстрова в 10:00 по московскому времени 27 января», — сообщил «СР» капитан атомохода Павел Волков. В ходе сеанса связи выяснилось, что угрозы жизни путешественников нет, трудности были только с транспортом.
Когда пришло сообщение об участниках экспедиции, атомный ледокол «Таймыр» прокладывал канал в припайном льду — готовил проход для дизель-электрохода «Норильский никель». Между атомоходом и Сопкаргой тогда было порядка 80 миль. Если бы существовала опасность для жизни людей, это расстояние «Таймыр» преодолел бы за 8 – 10 часов. Но так как угрозы не было, Павел Волков решил продолжить работу и забрать путешественников на обратном пути в Дудинку.
По установленному порядку капитан «Таймыра» запросил добро на эвакуацию людей у начальства из «Атомфлота» и местного погрануправления ФСБ (поселок Сопкарга находится в пограничной зоне).
Согласования завершились успешно, и 31 января в восемь утра по Москве экипаж атомохода «Таймыр» начал погрузку автомобилей и участников экспедиции на борт. Каждому путешественнику предоставили отдельную каюту. В 12:00 по Москве 1 февраля ледокол уже выгрузил участников экспедиции в порту Дудинка.
«Маршрут, который мы преодолели на автомобилях за семь дней, на атомном ледоколе прошли за сутки», — говорит руководитель экспедиционного центра «РГО Экспо» Богдан Булычев. Он поблагодарил капитана и команду атомохода за помощь.
А «Таймыр» вернулся к работе — занялся проводкой судов в акватории Северного морского пути.
«В подобных спасательных операциях принимать участие приходится нечасто, — признается Павел Волков. — Но ледокол и его экипаж готовы выполнить любую поставленную задачу, особенно если эта задача связана со спасением людей в таком непростом регионе, как Арктика».
Опыт показывает, что спасательные операции здесь не всегда имеют счастливый финал. В августе 2016 года в море Лаптевых в районе пролива Санникова двое рыбаков пытались на самодельном плоту догнать свои лодки, которые унесло в море. Сигнал бедствия «Таймыр» получил в 21:30 по московскому времени. Информацию о пропаже товарищей передал оставшийся на берегу рыбак. Утром моряки «Таймыра» обнаружили две моторные лодки и самодельный плот, рядом плавали вещи пропавших. Экипаж атомохода продолжил поиски, но через несколько часов стало ясно, что рыбаков уже нет в живых. Имущество погибших подняли на борт атомохода, затем «Таймыр» эвакуировал рыбака, пославшего сигнал бедствия.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: