Курс на глобализацию
О перспективах «Росатома» за рубежом, проектах, которые играют ключевую роль в развитии бизнеса, и компетенциях, необходимых для работы на международном рынке, рассказали участникам программы Global Professionals.
Перспективы роста
К 2030 году соотношение выручки «Росатома» от проектов за рубежом и в России должно составить 65 и 35 %, а от новых и традиционных продуктов — 30 и 70 %. «Темпы по новым продуктам дают уверенность, что мы достигнем цели гораздо раньше, — комментирует заместитель директора блока по развитию и международному бизнесу, директор департамента международного бизнеса «Росатома» Борис Арсеев. — Мы хотим, чтобы все в отрасли понимали, что это не просто цифры. Наша зарубежная выручка почти достигла 50 % — значит, условно каждый второй сотрудник уже работает на международном рынке».
Госкорпорация предлагает комплекс услуг по строительству АЭС — начиная с создания ядерной инфраструктуры и заканчивая выводом из эксплуатации. Помимо этого, «Росатом» видит перспективу в центрах ядерной науки и технологий, ЦЯНТах. Это актуально для стран-новичков, которым не потянуть многомиллиардные контракты на энергоблоки, но которые хотят получить ядерные технологии, например, для развития науки. Такие центры могут стоить 300 – 500 млн долларов в зависимости от комплектации.
Наконец, возобновляемые источники. Атомщики будут делать ветропарки. «Это перспективные технологии «зеленой» энергетики. Развивая это направление, мы диверсифицируем нашу низкоуглеродную генерацию, которая вносит вклад в сокращение выбросов СО2 в России и мире, — говорит Борис Арсеев. — Мы взялись за ветроэнергетику, так как обладаем существенными мощностями по производству энергетического оборудования и являемся профессионалами в управлении проектами. Кроме того, у нас есть компетенции, чтобы освоить эти технологии». «Росатом» выиграл тендер на строительство в России ветропарков общей мощностью 1 ГВт. Первый построят уже в 2018 году. По мере наращивания компетенций «Росатом» планирует выйти с новым направлением и на зарубежный рынок.
Главный продукт
«У нас большой портфель заказов, но нам дышат в спину азиатские конкуренты, — констатирует Борис Арсеев. — И здесь важно обратить внимание на подготовку кадров. Приведу пример: корейская KHNP строит первую в ОАЭ АЭС «Барака». Планировали запустить первый блок 1 мая, в учебном центре в Корее висели мотивационные плакаты с этой датой. Строительные работы они выполнили, но пуск пришлось отложить минимум на год. Одна из причин — недостаточная подготовленность кадров». Корейцы привлекли больше 20 тыс. человек — собственный персонал и представителей страны-заказчика. И это только на одну станцию. А «Росатом» в 2023 году должен ввести в эксплуатацию четыре энергоблока в разных странах. Такого госкорпорация еще не делала. Это мегазадача, понадобится огромное количество и российских специалистов, и иностранных, которых «Росатому» предстоит обучить.
Директор департамента кадровой политики «Росатома»
«Есть вопросы к уровню английского. 20% участников программы GP знают язык на уровне Elementary. Этого, конечно, недостаточно. А за год обучения только 13 человек из 123 повысили уровень владения. Мы будем встраивать изучение английского в программу с учетом того, нужен он специалисту для очных переговоров или для переписки по электронной почте, важно ли ему владеть профессиональной терминологией. Вместе с тем мы планируем брать в новые потоки участников с более высоким уровнем»
В Финляндии издержки опыта, в Турции — наоборот. Cтрана — новичок в атомной энергетике, и там «Росатом» строит четырехблочную АЭС «Аккую». Госкорпорация выступает оператором станции, и именно ей предстоит провести масштабную подготовку кадров — около 3 тыс. человек, в том числе местных жителей.
Повысить уровень
Для сотрудников «Росатома», работающих с международными проектами, действует программа Global Professionals. Она направлена на развитие клиентоориентированности, стремления к развитию бизнеса, готовности к изменениям и инновациям, умения работать в междивизиональных командах, по международным и национальным стандартам стран-клиентов, в кросс-культурной среде.
«Мы столкнулись с тем, что со многими иностранными клиентами наши сотрудники еще не работали. Из-за этого возникают разные трудности в коммуникации, в понимании требований наших заказчиков, — рассказывает директор департамента кадровой политики «Росатома» Оксана Кармишина. — Чтобы помочь бизнесу в реализации стратегических задач, обеспечить выполнение заказов в срок и по нужной нам стоимости, мы и обучаем лидеров и участников глобализации. Пока это очная программа, которая охватывает около 100 человек в год. Понимая, что людей, вовлеченных в международный бизнес, намного больше, с 2018 года мы планируем существенно расширить охват сотрудников за счет дистанционного обучения».
Программу настроят по сегментам: менеджерам дадут углубленные знания по маркетингу и коммерции, техническим специалистам — по зарубежным нормативным документам и стандартам. Также планируют разработать курсы под конкретные страны для развития проектных команд.
Лучшие глобализаторы
По итогам программы Global Professionals 2016 – 2017 года составлен рейтинг участников. Учитывалось знание английского, результаты тестирования и оценка компетенций. Лучших объявили на итоговой конференции GP. Мы пообщались с некоторыми из них.
Евгений Петренко
Старший руководитель проекта, «Техснабэкспорт»
— Я занимаюсь продвижением продукции в европейском регионе. Самым интересным в обучении для меня, пожалуй, было осознание своей роли в «Росатоме». Благодаря этому проще работать — лучше понимаешь цели госкорпорации, куда она движется. Ценным было взаимодействие с коллегами с других предприятий — очень обогащает, помогает в работе, в том числе при взаимодействии с конкурентами и партнерами. Хорошо было бы интегрировать в GP программу по международным переговорам.
Виктория Китаева
Главный специалист, ФЦЯРБ
— Я работаю в отделе реализации международных проектов и программ. Один из последних проектов, в котором я участвовала, — предварительные исследования по выводу из эксплуатации реакторных отсеков на бывшей военной базе СССР в Эстонии. Мы этот контракт выполнили.
Мне пришлось прервать обучение на время декретного отпуска, потом я вернулась. Важно было завершить начатое. Когда выйду на работу, знания в области взаимодействия с иностранными заказчиками мне понадобятся.
Антон Иванов
Директор департамента сотрудничества со странами СНГ и Восточной Европы, ТВЭЛ
— Я веду предконтрактную работу на традиционных для нас рынках — украинском, чешском, словацком, болгарском. Страны разные, люди разные, со всеми важно выстраивать личные отношения, применять индивидуальный подход в переговорах. Поэтому для меня основной плюс программы — возможность освежить знания, реструктурировать их и по-новому взглянуть на некоторые процессы.
Отдельно хочется сказать о языке. Модули можно было бы сделать на английском, так как это базовая вещь. Работа через переводчика не всегда позволяет установить личный контакт. Что еще было бы полезно в программе: я знаю, что в «Росатоме» была практика, когда на тренинги для менеджеров приглашали руководителей крупных зарубежных компаний. Это отличная возможность перенять опыт.
Елена Пашина
Начальник отдела маркетинга, РАОС
— Основа успеха в международной деятельности закладывается решением наших внутренних задач. Расскажу, как в 2016 – 2017 годы мы налаживали дивизиональное взаимодействие. «Русатом Оверсиз» продвигает на зарубежных рынках проекты сооружения АЭС и ЦЯНТов. В рамках нашего проекта мы выстроили связи между специалистами «Русатом Оверсиз» и экспертами организаций — владельцев продуктов и решений, которые мы предлагали странам-заказчикам в интегрированном предложении.
Рекомендации, полученные на GP, помогли быстрее настроить взаимодействие за счет личного знакомства специалистов во время обучения и за счет осознания важности открытого взаимодействия. Пожалуй, именно возможность взглянуть по-новому на рутинные задачи и процессы — одна из главных возможностей, которые дает программа GP.
Дарья Воронкова
Директор департамента международного бизнеса и развития, «Росэнергоатом»
— Практически во всех зарубежных проектах «Росатома» концерн так или иначе участвует. Мне интересен рынок Латинской Америки. В прошлом году мы сделали небольшой проект — оценку состояния ядерной инфраструктуры Боливии, где планируется сооружение ЦЯНТа. Правильная инфраструктура, законодательная база — основа для развития всех направлений бизнеса «Росатома». Мне было бы интересно продолжить участвовать в этой работе.
«Росэнергоатом» присутствует не только на атомном рынке. У многих наших предприятий есть контракты, например, в тепловой энергетике, металлургии. Контракты небольшие, но они все равно пополняют наш портфель.
Программа GP длится 14 месяцев, это хорошо — есть время систематизировать знания. Но не хватило практики в английском. Хочется, чтобы модули проходили именно на английском.
Константин Тулупов
Директор по стратегическому развитию, Uranium One
— Помимо стратегического планирования и исследования рынка в мои обязанности входит генерирование идей для развития компании, включая выход на новые рынки и создание новых продуктов. Особенно мне помог модуль по переговорам. Он был не обязательным, но оказался одним из наиболее полезных. Эти знания пригодились и в повседневной жизни. Например, одна из базовых вещей, которую должен знать любой переговорщик, — никогда не позволяйте противоположной стороне первой сделать предложение.
Когда обсудить рабочие вопросы приехали танзанийские специалисты, я воспользовался материалом по кросс-культурным коммуникациям. На чем делают акцент представители разных культур, на что обращают внимание — все подтвердилось.