Стройка, ты просто космос: новые технологии в капстрое

Атомные стройки всегда впечатляют масштабами. Но нужно еще круче, нужно больше передовых технологий. Этот вопрос обсуждали в «Сколкове» на дне открытых дверей Центра трансфера технологий. Мероприятие проходило под девизом «Новые технологии в капитальном строительстве — применяй уже сегодня».

«Мы работаем на глобальном рынке в условиях жесточайшей конкуренции, а это значит, что стоимость и сроки сооружения энергоблоков АЭС, нашего главного экспортного продукта, имеют решающее значение,— заявил на открытии мероприятия первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционному управлению Александр Локшин. — В значительной мере эти параметры зависят от того, какие материалы и технологии были выбраны на стадии проектирования. Поэтому нам важна информация о том, что нового предлагается по нашим направлениям».

«Росатом» не только создает технологии, но и ищет их на российском и зарубежном рынках. Поэтому на дне открытых дверей организовали выставку производителей и разработчиков строительных технологий, материалов и высокотехнологичной продукции — 35 инновационных решений, 20 из которых включены в базу наилучших доступных технологий (НДТ) «Росатома». А на тематических сессиях разработчики и производители рассказали о преимуществах своей продукции и ответили на вопросы специалистов госкорпорации. Всего на мероприятии собрались представители 175 организаций, в числе которых партнеры «Росатома» из Италии, Кореи, Турции, Финляндии, Германии.

«Жираф» захватит мир

«Мы долго шли к работе с атомной отраслью,— говорит руководитель отдела продаж специальных кранов компании «Крановые технологии» Михаил Минаков.— Тендер на поставку кранов для Курской АЭС-2 объявили два года назад. За это время мы разработали башенный кран Giraffe TDK-40.1250 грузоподъемностью 40 т, соответствующий техническому заданию, испытали его, смонтировали и получили сертификат соответствия ТС, на очереди — сертификат ЕС. Это значит, что мы сможем выйти с этим краном на зарубежные атомные объекты — в Финляндии, Бангладеш, Венгрии, Китае и т.д. Сейчас в производстве пять кранов для Курской АЭС-2. В скором времени мы их поставим и надеемся продолжить сотрудничество — для строительства станции понадобится еще минимум девять кранов».

Россия зависит от импорта башенных кранов повышенной грузоподъемности. Однако появление отечественного Giraffe TDK-40.1250 может изменить ситуацию. У крана ряд преимуществ перед конкурентами: монокабина — кабина машиниста совмещена с аппаратным отсеком, разборная башня — удобно транспортировать, оборудование может работать при –40 °C. Помимо башенных кранов компания делает портальные краны-погрузчики, козловые и мостовые краны.

Железобетонный лего

«Росатом» организовал день открытых дверей, чтобы найти лучшие технологические решения мирового уровня для стройки и внедрить их в атомной отрасли. Шанс есть у всех — даже у небольших компаний. Но если говорить о крупных игроках, то у международного консорциума «Лего» и «Росатома» большие перспективы сотрудничества. Опорное предприятие «Лего», Челябинский завод ЖБИ-1, готово строить для госкорпорации градирни, каркасные здания, эстакады, галереи, подстанции, защитные сооружения и многое другое. В этом году начались переговоры «Лего» и «Росатома» по сооружению Курской АЭС-2, идет подготовка к заключению контракта на строительно-монтажные работы. А в мае 2017 года стороны заключили договор на строительство береговой инфраструктуры российской ПАТЭС.

Технология «Лего», которую продвигает консорциум, предполагает изготовление и монтаж конструкций из предварительно напряженного железобетона. Все элементы соединяются без электросварки, как конструктор. Строить по этой технологии можно даже в сейсмически опасных регионах. «Чтобы показать преимущества технологии, мы рассчитали строительство эстакад на Курской АЭС-2,— рассказывает гендиректор проектной компании «Штрих» Игорь Починкин.— Проектное решение было сделано в металле, а мы предложили в сборном железобетоне. Результаты расчетов поразили даже нас. В первом случае получалось 1,09 млрд рублей, наш вариант стоит 490 млн».

Плюсы очевидны: сокращение срока строительства, снижение затрат, уменьшение численности персонала на площадке в два-три раза.

Защита от радиации и огня

Холдинг «ВМП» предлагает противокоррозионные материалы, огнезащитные составы, полимерные наливные полы — все для защиты металла, бетона и железобетона. Среди постоянных заказчиков — «Росэнергоатом», «Роскосмос», «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «СИБУР» и «Норильский никель».

«Наши материалы пригодны для любых климатических условий, их можно использовать на объектах атомной промышленности от Новой Земли до Индии и Вьетнама,— говорит директор направления атомной энергетики «ВМП-Нева» Мария Зайцева.— На АЭС защитные покрытия применяются на системах охлаждения, в зоне контролируемого доступа, в помещениях и снаружи зданий».
Антикоррозионный материал ЦИНЭП используют на строящихся Нововоронежской АЭС и Курской АЭС-2. Покрытие защищает металлоконструкции гермозоны. А антикоррозионная эмаль ЭП-1155Д, новый продукт ВМП, прошла проверку на Ростовской АЭС (покрытие наносили на стены) и строящейся Ленинградской (оборудование и металлоконструкции машзала). Это огнезащитные составы, обладают высокими показателями дезактивируемости и радиационной стойкости.

Легкий бетон

Область применения легкого бетона в строительстве АЭС весьма обширна. Это и градирни, и дымовые трубы, и вспомогательные сооружения. Специалисты ВНИИГ им. Веденеева уже работали на строящейся Ленинградской и Белорусской АЭС: бетонировали купола внутренней защитной оболочки энергоблоков.

С легким бетоном снижается вес конструкций, нагрузка на фундамент, давление на опалубку, сокращаются объемы фундаментных и подготовительных работ. Строительство ускоряется за счет того, что блоки из легкого бетона значительно больше. Например, на ВЗО первого блока НВАЭС-2 потребовалось 28 блоков обычного бетона. Согласно расчетам, легкого понадобилось бы четыре.

Масса легкого бетона снижена за счет заполнителя из осадочных горных пород или отходов промышленности (например, зольного гравия). Есть еще заполнитель вулканического происхождения, керамзит и шунгизит. Все это смешивается с бетоном — и получается высокопрочный, водонепроницаемый, морозостойкий, легкий материал.

Гидроудар на ноль

«Одна из причин разрыва трубопроводов — гидроудары. Из-за остановки потока возникает резкий скачок давления. Образуется гидроударная волна, которая может разрушить трубопровод или расположенное на нем оборудование,— рассказывает ведущий инженер-конструктор «ТехПромАрма» Надежда Танненберг.— Трубопроводы необходимо оснащать средствами гашения гидроударов либо системами защиты».

«ТехПромАрма» делает самостабилизаторы давления (ССД). Пассивная система защиты не требует энергозатрат, ее работа не зависит от температуры. Благодаря ССД гидроудары рассеиваются, ударная волна разделяется. Три ССД уже поставили на Ростовскую АЭС и четыре — на Ленинградскую АЭС. А еще такие стабилизаторы можно использовать на ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, в нефтегазовой промышленности, металлургии и других отраслях.

Зеленый коридор

О задачах Центра трансфера технологий рассказал начальник отдела специальных проектов ОЦКС, руководитель проекта ЦТТ Игорь Табаев: «Чтобы ускорить и упростить процедуру внедрения НДТ, нужно не только ограничить использование старых технологий, но и открыть зеленый коридор для новых. То есть изменить нормативные документы, создать инвестиционно-технологические партнерства и т.д. Решить эти задачи поможет взаимодействие с производственной бизнес-средой, государственными институтами развития и командами компаний — поставщиков НДТ».

Вице-президент фонда «Сколково» Олег Дубнов сообщил, что 12 апреля этого года «Росатом», АТР и «Сколково» подписали дорожную карту внедрения инновационных решений в строительной индустрии. По его словам, запланированные мероприятия выполнены более чем на 90%. Кроме того, реестр наилучших доступных технологий «Росатома» продолжает пополняться решениями резидентов «Сколкова».RSA_310_5_1

ИННОВАЦИИ В РАБОТЕ
В декабре 2016 года ЦТТ рассмотрел 160 российских и международных технических разработок. После предварительного отбора осталось 60. Затем экспертный совет выделил 28 наиболее достойных — они вошли в реестр инновационных решений, технологий, продукции, изделий, материалов, высокотехнологичных услуг в сфере капитального строительства объектов использования атомной энергии (базу НДТ). Эти разработки рекомендованы к широкому применению на атомных стройках. А пять из них АТР продвигает еще и в национальные проекты строительства.

  • Технология высокопрочного легкого бетона (ВНИИГ им. Веденеева).
  • Eurocomp Ural, проектно-компонуемая технология скоростного монтажа большепролетных конструкций из предварительно напряженного сборного железобетона («Штрих»).
  • Технология термической обработки воды, переработка солевых стоков на базе испарителей мгновенного вскипания («ИКС А»).
  • Противоаварийная защита трубопроводных систем с использованием самостабилизаторов давления («ТехПромАрма»).
  • «Русские шпунтовые стены» («Профиль»).
Валерий Тропин
Руководитель проекта, ОЦКС «Росатома»
— Центр трансфера технологий создан на базе ОЦКС. Мы ищем и внедряем в проекты «Росатома» технологии на этапе промышленного освоения. Мы максимально расширили поле поиска и ищем самые продвинутые решения не только в России, но и за рубежом. Госкорпорации нужны технологии, которые позволят уже сегодня существенно сократить сроки и стоимость строительства.


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: