О климате и не только
В рамках Петербургского международного экономического форума прошел круглый стол, посвященный роли атомных технологий в безуглеродной энергетике. «СР» приводит ключевые цитаты участников.
Юкия Амано
Гендиректор МАГАТЭ
— Многие страны будут увеличивать долю атомной энергетики либо внедрять ее. Причина, прежде всего, климатические изменения. Важным условием для создания атомной энергетики в любой стране является общественная приемлемость. Необходимы также устойчивые технологии, финансирование. Но общественная приемлемость — решающий фактор.
Алексей Лихачев
Гендиректор «Росатома»
— 2015 год ознаменовался несколькими очень важными событиями, но, на мой взгляд, ключевым в мировой повестке было Парижское соглашение. 195 стран договорились о совместных жестких действиях, направленных на кратное снижение выбросов парниковых газов.
— Если мы представим, что 11% (доля АЭС в мировом энергобалансе.— «СР») энергогенерации будут заменены углеводородной, добавится более чем 2 млрд т. выбросов. Все бореальные леса (хвойные, тайга.— «СР») поглощают в год до 1 млрд т. То есть сегодняшний экологический эффект атомных мощностей в два раза превосходит работу лесов Северного полушария. Альтернативного пути для «зеленой» энергетики, кроме как развивать АЭС, просто не существует.
— Только российской или только японской АЭС быть не может. Как правило, это результат кооперации исследовательских кругов, машиностроительных компаний, специалистов по электротехнике, по использованию искусственного интеллекта. Это, как правило, мощные проекты, которые инкорпорируют лучшие достижения стран-лидеров. И в этом сила атомной энергетики, которой, несмотря на желание каждой страны быть впереди, хватает мудрости, чтобы учитывать лучшие практики и ту работу, которую ведет МАГАТЭ, и создавать консорциумы.
— Мне кажется, бизнес соскучился по успешным межнациональным проектам: между российскими и европейскими, японскими компаниями и компаниями из целого ряда других стран, которые в силу определенных причин вынуждены сдерживать связи. И атомная энергетика, как ничто другое, может стать прорывом, мостом в контактах бизнеса, экономических элит, наших народов.
— Мы не боимся конкуренции. Мы считаем, что с учетом нынешних вызовов, связанных с наращиванием доли и увеличением роли атомной энергетики, конкуренция даже недостаточна.
— Мировое атомное сообщество теряет в связи с тем, что атомная промышленность Японии сбросила обороты. Приход новых плеймейкеров абсолютно объясним — Китай и Корея в этом смысле показательны. Мы работаем с обеими странами и не видим здесь угроз фундаментального плана. Эта часть конкуренции нужна, чтобы мы активнее работали над оптимизацией своих проектов.
Пекка Лундмарк
Президент, главный исполнительный директор Fortum
— Поставщики реакторов должны пересматривать какие-то части конструкций и отдельно ими заниматься — в зависимости от страны поставки. Это увеличивает стоимость конструкций. Зачем нам нужно учитывать особенности каждой страны? Представьте, если бы, допустим, самолеты существенно отличались от страны к стране, сколько бы стоил билет?
Петер Сийярто
Министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии
— Нашей экономике пора переходить от «сделано в Венгрии» до «изобретено в Венгрии». Атомная энергетика поможет нам перевести экономику в следующее измерение.
- «Росатом» и Внешэкономбанк подписали соглашение о сотрудничестве в международном проекте по созданию МБИРа.
- «Росатом» заключил соглашения с Татарстаном: о строительстве завода по производству ПАН-прекурсора на территории «Алабуги» и о создании в республике «Цифрового региона», предполагающего внедрение решений ВНИИЭФ.
- «Росатом» и Минпромторг договорились о сотрудничестве в рамках импортозамещения. В частности, министерство поддержит проекты по созданию производства уникальной для РФ продукции, а также по локализации.
- «Росатом» договорился с «Русгидро» о совместной деятельности в области технологий для ВИЭ и систем аккумулирования электроэнергии, а также о сотрудничестве в сфере АСУ ТП, big data, композитных материалов и электротехники.