Углю и газу нужен атом
«Атомфлот» провел Северным морским путем первое крупнотоннажное судно с углем высшего качества — антрацитом. Компания-заказчик получила возможность экспортировать уголь в Европу круглогодично, а «Атомфлот» готовится к увеличению числа проводок — на очереди экспорт сжиженного природного газа с завода «Ямал СПГ».
На большей части пути балкера Nordic Bothnia грузоподъемностью 47,3 тыс. т проводку выполнял атомный ледокол «Вайгач».
15 февраля экипаж под руководством капитана Александра Скрябина в сложных ледовых и навигационных условиях осуществил безопасную постановку судна к причалу Арктической горной компании в районе полуострова Чайка, сообщили в «Атомфлоте». Обратная проводка завершена 10 марта. В этот день Nordic Bothnia вышел из опасных ледовых полей и самостоятельно направился к месту назначения.
Проводка балкеров с антрацитом выполняется в рамках коммерческого контракта с Арктической горной компанией — предприятием УК «ВостокУголь», которое ведет добычу высококачественного угля на Таймыре. Общие запасы Таймырского угольного бассейна оцениваются по меньшей мере в 185 млрд т.
Контракт на проводку балкеров с углем действует с 1 января по 30 июня 2017 года. «Этот проект становится еще одним важным шагом на пути развития судоходства в акватории Северного морского пути», — говорит гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.
В компании «ВостокУголь» отмечают, что перевозка угля с Таймыра в Европу обходится вдвое дешевле перевозки из Кузбасса. Из Кузнецкого бассейна уголь доставляют железнодорожным транспортом в Мурманск, где перегружают на балкеры и отправляют в Нидерланды. Длина пути — 7,9 тыс. км. Путь из Таймырского бассейна на 40 % короче. Арктическая горная компания планирует добывать на Таймыре до 30 млн т высококачественного угля в год. Скорее всего, весь он пойдет по Северному морскому пути.
Преимущества СМП оценили не только угольщики. По данным «Атомфлота», объемы проводки компании растут кратно. Так, в 2015 году атомные ледоколы провели 195 судов общей валовой вместимостью 2 042 522 т, а в 2016 году — уже 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 т.
Сейчас основная активность перевозок по СМП связана с портом Сабетта — главной базой проекта «Ямал СПГ». Здесь идет строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т в год. Ресурсная база для завода — Южно-Тамбейское месторождение. Только в декабре 2016 года для обеспечения строительства атомные ледоколы провели 24 судна в этом направлении. Пуск первой очереди завода СПГ намечен на 2017 год, по данным компании «Ямал СПГ». «Атомфлот» рассчитывает провести суда с первыми 800 тыс. т сжиженного природного газа уже в этом году. Контракт о сотрудничестве с компанией «Ямал СПГ» подписан до 2040 года.
Атомные ледоколы востребованы при перевозке сырой нефти в рамках проекта «Газпром нефти» «Новый порт». Экспорт нефти начался в 2015 году, соглашение о проводке действует до 2035 года.
Сейчас основные потребители услуг атомных ледоколов — компании, добывающие уголь, нефть и газ. Без ледоколов на ядерной тяге Северный морской путь вряд ли станет магистралью мирового значения. Правительство России это понимает — и вкладывает в строительство новых, более мощных судов такого класса. На сегодняшний день проводка судов по СМП возложена на четыре действующих атомохода: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», но в ближайшие годы атомный ледокольный флот страны пополнят суда серии ЛК-60Я, которые в перспективе заменят советские суда-ветераны. Эти двухосадочные атомоходы за счет большей ширины корпуса и повышенной мощности смогут проводить танкеры увеличенной грузоподъемности, что положительно скажется на эффективности перевозок и прибыли заказчиков.