Атомный ледокол «Арктика» спустили на воду
В минувший четверг достроечная набережная Балтийского завода в Петербурге напоминала площадку для народных гуляний. Спуск на воду атомной «Арктики» — бальзам на душу приунывших было патриотов. Пусть на футбольном фронте у России без перемен, зато мы делаем ледоколы. Самые большие в мире.
Желающих увидеть «Арктику» собралось несколько тысяч, многие пришли с детьми. «У нас, судостроителей, такая традиция — смотреть, как спускают на воду суда,— говорит бригадир участка вентиляции 13-го цеха Андрей Кузьмин.— Я привел жену, детей и друзей. Это событие эпохальное».
Церемония началась с гимна России в исполнении духового оркестра. На трибуну вышли гости. Первой слово взяла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Спасибо создателям этого творения! Смотришь на него, и такая гордость переполняет! Семь футов под килем тебе, великая «Арктика»!»
Валентину Матвиенко называют крестной матерью нового ледокола. Будучи губернатором Санкт-Петербурга, она поддержала идею строительства судна на Балтийском заводе. «Было много сомнений: способно ли судостроение Питера поднять такой заказ? — рассказал глава «Росатома» Сергей Кириенко.— Балтийский завод тогда был в тяжелейшем, банкротном состоянии. Появилась идея закрыть его и построить на этой территории жилые дома. И сейчас я думаю: как же здорово, что петербургские власти этого не допустили». Он добавил, что аналогов «Арктики» в мире нет: «Этот ледокол самый современный, в нем реализованы все технические возможности, которые никогда не использовались на других судах. «Арктика» — по-настоящему новые возможности в обороноспособности нашей страны».
«Спуск на воду «Арктики» стал демонстрацией наших возможностей в судостроении,— отметил полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин.— Это наш ответ санкциям. Наша страна сохранила лидирующие позиции в атомном судостроении. И «Арктика» тому подтверждение». Разбить о борт ледокола бутылку шампанского поручили Валентине Матвиенко. Стеклянные брызги моментально унес ветер с залива. Главный строитель атомохода Вадим Голованов дал команду приступить к спуску на воду. На стапель вышли рабочие и принялись перерезать задержник, сдерживающий корпус весом 14 тыс. т. Через пару минут под восхищенные возгласы зрителей «Арктика» плавно спустилась по стапелю в Неву, немного отплыла и опустила якоря. Толпа зааплодировала.
Кстати, дети бригадира Андрея Кузьмина хотят строить корабли. «Я привел их на свое рабочее место, им понравилось. И я доволен. Судостроительство перспективно. У нас на стапелях заложены еще ледоколы. Работы хватит и детям, и даже внукам»,— улыбается Андрей Кузьмин.
Ледокол будут достраивать на воде. Нужно установить надстройку с капитанской рубкой и жилой зоной. После ходовых испытаний судно передадут «Атомфлоту». Сдача заказа назначена на декабрь 2017 года. «Под «Арктику» уже заключены контракты, поэтому мы ждем, что Объединенная судостроительная корпорация нам его выдаст в срок. Мы в 2018 году должны обеспечить вывоз сжиженного газа «Ямала СПГ»,— говорит Сергей Кириенко.— Там растущие объемы. У нас уже контракты на 18 млн т».
Первый ледокол новой России
Если покопаться в коллективной памяти россиян, то эпизодов про корабли там наберется прилично. Варяги, Дежнев, Петр I, волжские пароходы, «Аврора», военные эсминцы.
Теперь вот «Арктика». Музыка гремит, люди галдят, на трибуне все улыбаются, хотя и серьезные персоны. А ты смотришь на исполина, загородившего полнеба, держишь в руке воздушный шарик и думаешь о силе человеческого разума. И завидуешь Артуру Чилингарову — он был на полюсе. И Валентине Матвиенко — она шампанское разбила о борт. И судостроителям завидуешь. И самому себе: что я здесь и все это вижу. Смотрите, друзья, это эпоха!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Гендиректор «Росатома»
— Это действительно не просто новый ледокол, что само по себе уже победа, это первый современный атомный ледокол, построенный в новой России. Причем не просто традиционный ледокол, а уникальный. С уникальной мощностью реакторной установки — 170–180 МВт вместо прежних 40. Это позволит ледоколу при больших габаритах рубить более широкие каналы во льду и тащить за собой 100 тыс. т вместо прежних 50 тыс. т. А самое главное — если сегодняшний ледокол работает во льду 2,2 м толщиной, этот может работать в трехметровом. Это означает, что он может осуществлять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Плюс двухосадочность. То есть ледокол может решать любые задачи — обороноспособности, безопасности, геологоразведки. Ледокол больше, но экипажа на нем меньше, почти в два раза — 53 человека,— за счет большей автоматизации, более высокой квалификации персонала. Работа у экипажа будет непростая, но очень интересная.