ЗАТО на инвестиционном старте

Несколько атомных городов в этом году могут стать зонами опережающего развития. Концепции и проекты готовы, 50 компаний из разных отраслей промышленности рады начать работу с ЗАТО-ТОСЭР хоть завтра, но власти просят подождать еще полгода. В чем причина задержки и какие шансы у ЗАТО, выясняла «СР».

В марте 2015 года вступил в силу закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), предоставляющий льготы инвесторам, которые откроют там бизнес. Прежде всего разработчики проекта радели за Дальневосточный федеральный округ. Но есть статья, посвященная моногородам: спустя три года закон будет распространяться и на них. В «Росатоме» нашли, что этот механизм вполне применим и к закрытым городам отрасли.
Глава госкорпорации Сергей Кириенко обратился к президенту и правительству с просьбой включить ЗАТО в закон о ТОСЭР — причем отсрочку сократить до одного года — и получил поддержку в высших эшелонах власти. Были приняты поправки: уже в 2016 году «Росатому» разрешено подавать заявки на включение ЗАТО в список территорий опережающего развития. По самым скромным оценкам, в этом году стать ТОСЭР могут четыре города. Прогнозируемый максимум — восемь.

10 концепций

В 2015 году в «Росатоме» тщательно готовились к грядущим переменам. «Мы разработали концепцию развития для каждого из 10 городов, — рассказывает начальник управления по работе с регионами госкорпорации Александр Харичев. — Определили площадки, на которых надо разворачивать ТОСЭР, вместе с региональными и муниципальными властями провели переговоры с потенциальными инвесторами, определили проекты, которые можно запустить в наших ЗАТО». Верный своим принципам, «Росатом» выбирал только те предложения, где есть понятный заказчик, и только тех инвесторов, у которых есть средства для реализации задуманного.
Примерно 30 % проектов — инициатива самого «Росатома», работающего над импортозамещением и расширением выпуска гражданской продукции. Так, Снежинск и РФЯЦ-ВНИИТФ интересны «Роснефти», приводит пример Александр Харичев. Нефтяной гигант столкнулся с проблемами при поставках оборудования из-за рубежа и принялся искать альтернативу в своем отечестве. «Росатом» сообщил об этом в ядерный центр, там быстро сориентировались, и оборудование, сделанное для «Роснефти», уже проходит испытания. В Трехгорном и Заречном есть мощности для станкостроения, продолжает Александр Харичев: «На базе местных предприятий можно создать кластер для производства станков, которые будут на 30 — 40 % дешевле импортных и по стоимости, и в обслуживании».
Вторую часть проектов, тоже порядка 30 %, предлагает местный бизнес, третья, 40 %, — приходится на субъекты РФ, которые заинтересованы в создании промышленных парков. «Речь о Томской, Красноярской, Свердловской области, — уточняет Александр Харичев. — Скажем, в Томской области планируют открыть проекты по композитным материалам, фармацевтике, в Свердловской — по производству лекарственных препаратов».

Цифра

СРЕДНИЕ ПРОГНОЗНЫЕПОКАЗАТЕЛИ ТОСЭРВ 10 ЗАТОК 2025 ГОДУ
170
ПРОЕКТОВ
11,4 тыс.
НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
76,8 млрд ₽
ИНВЕСТИЦИЙ

В полной готовности

Итак, в этом году «Росатом» подает заявки на ТОСЭР. По степени готовности и экономическим параметрам из 10 ЗАТО быстро выстрелить могут шесть: Северск, Заречный, Саров, Озерск, Снежинск, Трехгорный. У них наиболее проработанные концепции, поясняет Александр Харичев, не требующие серьезных вложений. Наличие оборудованных площадок — одно из преимуществ ЗАТО. «У нас есть brownfield (от англ. «коричневая площадка» — земля, которая ранее использовалась для промышленных целей, например территория старого завода, с объектами промышленной застройки. — «СР»), то есть приходи и начинай работать, — поясняет Александр Харичев. — А на Дальнем Востоке все надо создавать с нуля».
ТОСЭР могут быть как на самом предприятии, так и в городе, говорит Александр Харичев, — каждый случай индивидуален. Конечно, «закрытость» даже при смене социально-экономического статуса никто не отменяет. Приезжим сотрудникам придется проходить все процедуры допуска в ЗАТО. Однако кадровое большинство новых предприятий составят местные жители — по оценкам «Росатома», порядка 90 % персонала.

ТОСЭР по осени считают

Все макроэкономические показатели посчитаны, инвесторы наготове, из внесенных в концепции проектов 50 % можно было бы запустить даже сегодня, если бы ЗАТО уже имели статус территории опережающего развития. Есть одно большое «но»: не определен исполнительный орган власти, который будет отвечать за территории опережающего развития в ЗАТО. «Пока мы не понимаем, какой будет система управления, мы не можем оформить документы, да и подать их некуда», — разводит руками Александр Харичев. Он надеется, что до мая исполнительный орган все же появится, и летом «Росатом» сможет отправить заявки. Если все сложится, то к сентябрю выйдет первое постановления о присвоении одному из ЗАТО статуса ТОСЭР.
Есть еще один момент, который «Росатому» надо будет урегулировать, — передача земли и имущества ЗАТО в управляющую компанию, которая займется ТОСЭР. Обычно это растягивается на месяцы и даже годы, поэтому сейчас одна из главных задач – договориться с Росимуществом об отдельном регламенте для ЗАТО. После того как все имущественные вопросы будут разрешены, управляющая компания заключит договор с инвесторами, а дальше дело техники: кто— то уже через месяц сможет начать работу на новой площадке, кому— то для старта проекта потребуется около трех месяцев.
 

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: