БН-800 вышел в свет

Состоялся энергопуск блока № 4 Белоярской АЭС. Таким образом, Россия закрепила мировое лидерство в освоении быстрых реакторов промышленного уровня. Правда, осваивается направление не так быстро: предыдущий блок с установкой такого типа, БН-600, был пущен 35 лет назад. «СР» и гуру отечественной быстрой тематики вспоминают историю проекта и прогнозируют варианты его развития.

Энергоблок № 4 Белоярской АЭС с быстрым натриевым реактором мощностью 800 МВт 10 декабря был включен в сеть и выдал первые киловатт-часы в энергосистему Урала, сообщил оператор российских атомных станций концерн «Росэнергоатом». Этап энергопуска включает мероприятия по постепенному, в несколько ступеней подъему мощности от 1 % при физическом пуске до уровня, обеспечивающего начало выработки электроэнергии (35 %) и далее до 50 %, означающих, что блок готов к опытно-промышленной эксплуатации.
«У проекта БН-800 трудная и удивительная судьба», — комментирует Владимир Поплавский, заместитель гендиректора ФЭИ. В институте в середине 1970-х годов и был задуман этот проект. «У меня в кабинете лежит техническое задание на БН-800 от 1977 года, и только сейчас он вышел на энергетический пуск. Его начинали проектировать, потом в силу разных обстоятельств прекращали. Начинали строить – прекращали», — вспоминает научный руководитель проекта «Прорыв» Евгений Адамов.
Не все гладко шло и в 2000-х. Физпуск четвертого энергоблока Белоярской АЭС начался еще в декабре 2013 года, и атомщики рассчитывали выйти на энергопуск до конца 2014 года. Однако последовала череда технических неурядиц: решались вопросы с топливом, возникли сложности с турбиной и так далее. Тем не менее у этой истории счастливый конец. Летом нынешнего года была выпущена предназначенная для БН-800 опытная ТВС МОКС на новом заводе Горно-химического комбината, а осенью производство было переведено из опытного режима в промышленный. Да и сам энергопуск уже можно считать состоявшимся.
«Несмотря на длительные перерывы в разработке и сооружении БН-800, ввод в эксплуатацию четвертого энергоблока Белоярской АЭС с этим реактором и его работа совместно с действующими и создаваемыми в настоящее время радиохимическими производствами на ПО «Маяк», ГХК, СХК и других предприятиях отрасли позволит отработать элементы технологии замкнутого топливного цикла на опытно-промышленном уровне, включая технологии производства и эксплуатации уран-плутониевого топлива, его регенерации и обращения с радиоактивными отходами», — заключает Владимир Поплавский.
БН-800 предназначался для развития технологии быстрых реакторов с натриевым охлаждением, включая повышение безопасности и улучшение технико-экономических характеристик. И, по оценке Владимира Поплавского, это удалось: «Разработанный главным конструктором ОКБМ и генеральным проектировщиком СПбАЭП под научным руководством ФЭИ энергоблок с БН-800 обладает существенной по сравнению с БН-600 новизной в части систем безопасности, а также имеет меньшую удельную металлоемкость реакторной установки».
Впрочем, Евгений Адамов не совсем согласен: «Никаких значимых новых данных он нам не даст, ведь по сути БН-800 — это новый БН-600». Но научный руководитель проекта «Прорыв» возлагает большие надежды на БН-800 в качестве площадки изучения инновационного нитридного топлива для БРЕСТ-300. «Можно в стартовую загрузку сделать вставку нескольких ТВС со СНУП. Тогда мы сможем лет на пять раньше, чем планировалось, обосновать безопасность активной зоны», — рассуждает Евгений Адамов.
Экспериментальные ТВС с нитридным топливом изготавливаются на Сибирском химкомбинате, первая из них уже облучена в БН-600. Сам же БН-800 является прототипом более мощного коммерческого энергоблока с реактором БН-1200, работа над которым сейчас ведется.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: