Российский рынок композиционных материалов составляет меньше 1 % мирового — есть куда расти. Как к 2025 году в разы увеличить объем производства композитов, чтобы в перспективе стать в один ряд с лидерами индустрии, обсуждали эксперты VI Форума «Композиты без границ», организованного компанией Umatex.

Cамолеты и машины

Ключевые преимущества композиционных материалов — легкость, прочность, долговечность. Понятно, почему такие материалы интересуют авиа- и автомобилестроителей.
Суперсовременные самолеты Boeing Dreamliner и Airbus А350 состоят из композитов более чем наполовину. В новом отечественном пассажирском лайнере МС‑21-300 композитов — 30 %. Россия совместно с Китаем разрабатывает проект широкофюзеляжного самолета СR929, тоже с применением композитных материалов. Композиты используют в «Суперджете‑100» «Сухого», проектах легкой авиации, вертолетах.

Справка

В 2018 году в Татарстане, Московской и Саратовской областях по инициативе Umatex был создан промышленный кластер «Композиты без границ». В нем формируется полная технологическая цепочка: производство углеродного, базальтового и стекловолокна, тканей на их основе, а также композитных изделий. Резидентами кластера стали уже более 20 предприятий, вузов и технопарков.

В последние шесть-семь лет бурно растет применение композитов в автомобилестроении. Раньше в основном это касалось спорткаров и машин премиум-класса. Теперь Ford, KIA и Hyundai взяли курс на композиты в серийном производстве — для отделки салонов, изготовления элементов конструкции.

Лопасти и клюшки

Главный тренд ветроэнергетики — увеличение мощности генераторов. Это требует более длинных лопастей и высоких установок. Компания Umatex (входит в дивизион «Перспективные материалы и технологии» госкорпорации) разработала уникальный дизайн лопасти длиной 51 м из композита с углеродным ребром жесткости. Ими оснастят установки ветропарков, строительством которых занимается «Росатом» и другие игроки отечественного рынка ветроэнергетики.
Углекомпозиты применяются и в спортивной индустрии. Из них делают велосипедные рамы и лыжи, сноуборды и хоккейные клюшки, теннисные ракетки и рыболовные удочки, доски для серфинга и даже яхты.

Дороги и корабли

У многих российских компаний уже есть большие линейки строительных материалов на основе композитов: сваи, гибридная арматура, строительный профиль. Отдельно нужно сказать о дорожном покрытии, которое можно многократно устанавливать и снимать. Оно идеально при ликвидациях аварий и обустройстве временных дорог на сложных участках, например на болотах, в тундре. После капитального ремонта мостов, балок и фундаментов зданий с системами внешнего армирования из полимерных композитов срок службы объектов увеличивается на 30–50 лет.

 Левитирующий кубок из углекомпозитов — отличная награда для конкурса высоких технологий

Левитирующий кубок из углекомпозитов — отличная награда для конкурса высоких технологий

Большие перспективы у композитов в судостроении. «Совместно с Объединенной судостроительной корпорацией мы прорабатываем проект композитных крышек для барж, — ​рассказал на форуме гендиректор Umatex Александр Тюнин. — ​Они в 2–2,5 раза дороже металлических, но в эксплуатации быстро окупятся за счет легкости и отсутствия коррозии. Этим продуктом заинтересовались многие бизнесмены». Кроме того, некоторые российские компании производят полностью композитные малые суда — лодки, катера и яхты, востребованные на международном рынке. В частности, они экспортируются в Азию.

Выйти за рамки

Эксперты убеждены, что у России есть все шансы за пять-шесть лет стать вровень с лидерами мировой индустрии и определять тренды ее развития. «Нас подстегивает не только бизнес, но и ограничения (международные санкции. — «СР»), которые вводятся в отношении российской экономики и отдельных предприятий», — ​заметил министр промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
Нужно сконцентрироваться не на поддержке отдельных проектов, а на развитии рынка и, что еще более важно, конкурентной среды. Главное — мыслить широко. «В последние годы во многих отраслях, и композитной в том числе, мы сами себе устанавливаем ограничения: рынок маленький, нет отечественного оборудования, тяжело определить, в какую нишу пойти, какие материалы или компоненты импортозаместить», — ​перечисляет Александр Тюнин.
Для создания конкурентной среды нужна в первую очередь госпрограмма и высокий процент локализации производства. Как в проектах ветроэнергетики: в этом году Ульяновской области построен ветропарк мощностью 35 МВт. Еще один, в полтора раза мощнее, появится рядом с ним в следующем году. Там же планируется запуск производства лопастей для ветрогенераторов.
Кроме того, чтобы облегчить новым компаниям выход на рынок, нужны долгосрочные контракты. Еще один важный шаг — госзакупки минимум у двух поставщиков. Эксперты убеждены, что это поспособствует созданию конкурентной среды, даст толчок для открытия производств и разработки новых продуктов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
Торнадо в стакане и смерть черной материи: новости космологии
Новости
«Ничто не может сдержать развитие атомных технологий»: стартовал «Атомэкспо-2024»
Синхроинфотрон
«Сыто-пряно» и весело: как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам»
Новости
ЦЕРН прекратит сотрудничать с 500 российскими специалистами
Новости
Ученые НЦФМ создали оптическую систему с рекордным быстродействием
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №11 (619)

О чем говорили на дне информирования — стр. 4

Стартапы МИФИ получили проектное финансирование — стр. 8

Как проводят время после работы строители АЭС «Куданкулам» — стр. 13

Скачать
Показать ещё