Авторизация Регистрация

Запомнить меня
Забыли пароль?

Сброс пароля

Свежий номер уже доступен

Первые плавучие

Российское судно «Академик Ломоносов» за три недели добралось из Санкт-Петербурга в Мурманск, где в эти дни ждет загрузки ядерного топлива в реактор. Создание первой в мире плавучей атомной электростанции стало, без преувеличения, вехой в истории как отечественной атомной науки и техники, так и судостроения. Однако сама по себе идея плавучих энергоблоков не нова.

Текст: Константин Чуприн

Например, в Южной бухте Севастополя можно увидеть плавсредства, предназначенные для энергоснабжения других флотских объектов. Это судно-отопитель ОТ-463, предназначенное для подачи энергоносителя (пара) на корабли Черноморского флота в холодное время года, и плавучая станция ПЗС-50, которая заряжает аккумуляторы подводных лодок.
Оба относятся к несамоходным энергонесущим судам (ЭНС), но не созданным в таком качестве, а переоборудованным. ОТ-463 — это бывший морской буксир довоенной постройки, заслуженный ветеран, участвовал в 1941–1942 годах в обороне Севастополя. А ПЗС-50 когда-то была боевой, впоследствии — опытовой подводной лодкой. На ней испытывались поступившие затем на вооружение Северного и Тихоокеанского флота противолодочные ракеты «Водопад» и «Ветер» — кстати, в штатном варианте они могут иметь и ядерные боевые части. Выйдя в отставку, оба судна в море больше не выходят и выполняют свои функции у причалов — служат теплоцентралью и дизельной «зарядкой».


ПЕРВОЙ ПЛАВУЧЕЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ ОБЗАВЕЛИСЬ АМЕРИКАНЦЫ. В ОТЛИЧИЕ ОТ НАШЕГО «АКАДЕМИКА ЛОМОНОСОВА», ТО БЫЛО НЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ СУДНО, А ПЕРЕОБОРУДОВАННЫЙ СУХОГРУЗ


В связи с появлением в составе ВМФ СССР тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) возникла необходимость в специальных самоходных судах для энергетического обеспечения. ЭНС подавали на советские авианосцы электроэнергию, пар, дистиллированную воду и сжатый воздух, позволяя огромным кораблям не расходовать ресурс собственных механизмов при нахождении в недостаточно оборудованных в энергетическом плане базах и на якорных стоянках.

По заказу СССР в Польше в 1974–1977 годах построили четыре (ровно по количеству ТАВКР типа «Киев») таких судна. Мощность при подаче на авианосец электроэнергии ЭНСа составляла 3730 кВт по переменному току и 500 кВт — по постоянному.
Арктические энергоносцы
Разумеется, плавучие электростанции были нужны не только для поддержания боеготовности военного флота. Еще в 1930-е годы отечественные технофантасты выдвинули предложение создать «полярные танки» для Арктики, сочетающие качества грузопассажирского судна и гусеничного вездехода. Монструозный гибрид, по замыслу авторов, мог бы передвигаться по тяжелому льду на гусеницах и сползать с него в воду, превращаясь в обычное судно. Также «полярный танк» был бы способен обеспечивать теплом и электроэнергией отдаленные пункты и научно-исследовательские станции на побережье и островах Северного Ледовитого океана.
Министерство энергетики и электрификации СССР было далеко от подобных умозрительных фантазий, но вот к идее создания плавучих электростанций для Севера отнеслось с большим вниманием. По его заказу в 1969 году была построена первая отечественная «плавучка» — еще не с атомной, а с газотурбинной энергоустановкой мощностью 20 тыс. кВт. Название ей придумали очень точное и красивое — «Северное сияние». Плавучая электростанция могла работать при температуре воздуха за бортом до –65 ˚C. На Тюменском судостроительном заводе построили целую серию, шесть таких «плавучек». Небольшая осадка — всего 1,7 м — позволяла доставлять их буксиром к месту «прописки» по сибирским рекам.
«Северные сияния» эксплуатировались на Колыме, Печоре, Алдане, Надыме. Одна из таких плавучих электростанций — «Северное сияние-4» в специальном морском исполнении — имела повышенную мощность, 24 тыс. кВт. Ее построили для работы на побережье Северного Ледовитого океана у мыса Шмидта — в самом что ни на есть медвежьем углу, только мишки белые.
«Плавучка» по-американски
Что касается плавучих атомных электростанций, то впервые такой обзавелись американцы. Правда, в отличие от нашего «Академика Ломоносова», то было не специальное судно, а переоборудованный сухогруз Charles H. Cugle типа Liberty, построенный в 1945 году. Интересно, что весьма добротные суда этого проекта были хорошо известны морякам советского торгового флота: в ходе Второй мировой войны СССР получил по ленд-лизу от США четыре десятка Liberty. Во время Карибского кризиса 1962-го Советы даже использовали их для доставки военных грузов на Кубу.

Американская плавучая атомная электростанция MH-1A Sturgis (источник: US Army)

Американская плавучая атомная электростанция MH-1A Sturgis (источник: US Army)

По решению правительства США пароход Charles H. Cugle в 1963 году передали в ведение американской армии (именно армии, а не флота), после чего его оснастили ядерной энергетической установкой с водо-водяным реактором фирмы Martin Marietta. Плавучая АЭС собственного хода уже не имела и была переклассифицирована в ядерную баржу, получив новое имя — MH-1A Sturgis. Электрическая мощность Sturgis, работавшей на ядерном топливе с обогащением по урану-235 4–7%, составляла 10 МВт.
Sturgis отбуксировали в зону Панамского канала, испытывавшую нехватку электроэнергии ввиду недостаточной мощности местной гидроэлектростанции. Эксплуатация первой в мире плавучей АЭС, за которую отвечали американские инженерные войска, продолжалась там с 1968 по 1975 год. Затем Sturgis отбуксировали обратно в Штаты, где из ее реактора было выгружено топливо, и уже навсегда. Утилизация Sturgis началась в 2014 году и, по некоторым сведениям, должна завершиться в 2018-м.