Ровные швы женскими руками
Маргарита Кузнецова и Валерия Маслова год назад начали работать на сборочно-сварочном производстве «Петрозаводскмаша». Женщин на должность сварщиков на заводе приняли впервые.
«Когда в начале прошлого года мы с Валерией пришли устраиваться на работу, начальник сборочно-сварочного производства Сергей Извеков поначалу, мне кажется, очень удивился, — вспоминает электросварщица ручной сварки 3-го разряда Маргарита Кузнецова. — Но в работе не отказал».
Маргарита Кузнецова, филолог по образованию, к тому времени перепробовала много профессий. Сначала работала журналистом, но быстро поняла, что это не ее. Затем два года трудилась в магазине: таскала мешки и коробки вместе с грузчиками, так как последних всегда не хватало, после чего два года лечила спину. Потом работала дворником.
«Вы видели когда-нибудь, как женщины-дворники зимой работают? Бабушка с ломом, сама весит меньше этого лома, держится за него, чтобы не сдувало, и откалывает лед у подъезда. Продавцами, дворниками у нас в основном женщины работают. Но это не женская профессия, тут мужская сила нужна, — говорит Маргарита Кузнецова. — Сварку тоже принято считать мужским делом. Но на заводе работать физически намного легче. Хорошо, что я со сварочным аппаратом по стройке не лазаю, не таскаю его на 10-й этаж на своем горбу. Здесь тележки есть, краны».
Лингвист в каске
Азам новой профессии Маргарита Кузнецова научилась в Петрозаводском индустриальном колледже (с декабря 2018 года входит в состав Петрозаводского автотранспортного техникума. — «СР»). По ее словам, именно педагоги колледжа привили интерес к сварке, а затем посоветовали, куда трудоустроиться.
«Мне интересно работать с металлом. Даже восприятие его изменилось. Раньше он ассоциировался с чем-то холодным и звонким, а сейчас — с горячим и текучим, — рассказывает Маргарита Кузнецова. — Была единственная проблема — я не знала, как называются все эти детали, поэтому было сложно сформулировать вопросы. Теперь такой проблемы нет. Просто выучила все термины».
Разделение на гуманитарный и технический склад ума Маргарита считает глубочайшим заблуждением. По ее словам, если у человека есть логика, то он любое дело может освоить. «Я больше лингвист, чем литературовед, а лингвистика ближе к естественным наукам. Чертежи читать научились. У коллеги Валерии вообще не было проблем: она техник. Мне же пришлось вникать. Валерия еще и рисует. Думаю, ей это помогает — рука твердая. Во всяком случае, ровные швы у нее стали получаться гораздо раньше, чем у меня», — с улыбкой отмечает Маргарита Кузнецова.
Мама не удивилась
«Наверное, мне помогло то, что я со сваркой столкнулась не впервые. Может, привыкла, когда рисую, держать руку на весу и не помогать второй рукой. Мне сложно сравнивать, как это ощущают другие сварщики. Но все же сварка и рисование — несколько разные вещи. Для меня, по крайней мере», — говорит электросварщица ручной сварки 3-го разряда Валерия Маслова.
По образованию Валерия слесарь по ремонту автомобилей. Поначалу работала по специальности в гараже Медвежьегорского молокозавода. Но предприятие обанкротилось. Валерия долго не могла найти новую работу, обратилась в местный центр занятости, в итоге пошла на курсы и переквалифицировалась в сварщики.
«Почему сварка? Мне нравится. Когда училась в техникуме, у нас была практика: токарное, слесарное дело и сварка. Всего две недели учились варить. Понравилось. Дала себе зарок, что если будет возможность, попробую себя в этом деле, — вспоминает Валерия Маслова. — Когда нужно было выбрать на курсах профессию, попросила сварку».
По словам Валерии, ее мама совсем не удивилась, что дочь пошла в сварщики. Она поддержала выбор и первой, и второй профессии Валерии, как и вся остальная родня.
Учимся варить
«Идти на завод в мужской коллектив было немного боязно: как примут? Но сейчас мы ощущаем колоссальную поддержку со стороны наших коллег-мужчин», — отмечает Валерия Маслова.
«Помню, как варила пробы: у меня тряслось все. Сейчас уже проще. Но все равно иногда волнуюсь, если что-то новое дают, — признается Маргарита Кузнецова. — Обычно прошу кого-нибудь показать, как делать. Коллеги всегда помогают. Легко с ними. Никакой дискриминации не чувствуется. Это первая работа, которая мне действительно нравится. Здесь мне легко работается: и физически проще, и коллектив хороший».
По словам Маргариты, ей профессии еще учиться и учиться: чтобы набить руку, нужно еще лет пять. В планах — научиться хорошо варить на ручном сварочном аппарате. Также Маргарита записалась на обучение аргонодуговой сварке. Говорит, хочет все попробовать.
«Сварка руками отличается от сварки на автомате. Мы в основном на автомате работаем. Главное — правильно ему «сказать», что делать: все прописать, запрограммировать. Он капризный бывает, с ним терпение нужно. Вообще, чем сложнее прибор, тем больше вероятность, что что-то пойдет не так. Лом — самое надежное орудие труда, — улыбается Маргарита Кузнецова. — Чтобы работать сварщиком, в первую очередь нужны усидчивость и спокойствие. Чем ты спокойнее, тем лучше получается шов».
«Главное — не бояться. Когда я только пришла, было страшно, что чего-то не смогу сделать — от банального поднятия тяжестей до каких-то нюансов профессии, умений. Вокруг сварщики — мастера своего дела. Они знают, что делают, чего хотят. И нам многому пришлось учиться. Мы и сейчас учимся», — резюмирует Валерия Маслова.
Однако кадровый эксперимент на сборочно-сварочном производстве уже можно считать успешным. В конце 2018 года бригада сварщиков пополнилась еще двумя женщинами, теперь на заводе работает четыре сварщицы.
Кстати
Художница Александра Ивлева выступает под псевдонимом Weld Queen — Королева сварки. Она создает грандиозные скульптуры из металла, носит брезентовые сварочные платья, живет и работает в собственном замке-мастерской в Москве. Ее работы выставляются в галереях, музеях, на ярмарках, в парках и общественных пространствах. Она также ведет мастер-классы и курсы по сварке на профессиональных выставках, вдохновляя женщин осваивать эту профессию.