Элькон в золоте: «Росатом Недра» подвели итоги 2025 года
Добычу золота на якутском месторождении Северное (Эльконский урановорудный район) удвоили. На других решено формировать стратегические альянсы, найдя инвесторов. Цена на золото высокая, и это должно обеспечить горнорудному дивизиону максимальную выгоду. Задачи уранового сегмента — поддерживать плановый объем добычи и увеличивать минерально-сырьевую базу.
Выгодное дело
Эльконский горно-металлургический комбинат (ЭГМК) вывел свое золотодобывающее предприятие на Северном на проектную мощность — 1,5 т золота. Это на 121 % выше, чем в прошлом году.
Месторождение запущено в промышленную эксплуатацию. Золото ЭГМК добывает методом кучного выщелачивания с получением сплава доре. В прошлом году Главгосэкспертиза выдала положительные заключения по проектной документации объектов второй очереди, государственная экологическая экспертиза — по проектной документации рудника на Северном. В этом году планируется ввести в эксплуатацию объекты второй очереди, включая дробильно-сортировочный комплекс, лабораторию и ряд вспомогательных объектов, а также расширить гидрометаллургический цех. Это повысит эффективность производства.
Для золоторудных месторождений на Чукотке (Дора, Рывеема и Совиного) горнорудный дивизион намерен привлечь внешние инвестиции. Возможна продажа до 49,99 % Совиного и полная продажа Дора и Рывеема стратегическому инвестору или на публичном рынке.
«Для этих крупных проектов дивизион планирует привлечь инвестиции с помощью M&A или IPO. Хотим уже в этом году начать процедуру due diligence (см. словарь. — «СР»)», — сообщил первый заместитель гендиректора компании «Росатом Недра» Алексей Шеметов.
Купля-продажа хорошо разведанного золоторудного месторождения с подтвержденными запасами выгодна обеим сторонам, так как золото дорожает. Это позволяет продавцу заложить в оценку месторождения более высокую цену золота, а покупателю — надеяться на дальнейший рост и лучшую прибыль от инвестиций (строить рудники недешево).
Рыночный контекст
Цена на золото росла в течение всего 2025 года и стремительно взлетела более чем на 20 % во второй половине января 2026 года. 17 января тройская унция стоила 4588,3 доллара, 29 января — 5594. Правда, уже 30 января спикировала к отметке 4526 долларов. Торги 5 февраля закрылись на отметке 4889,5 доллара.
Одна из версий, объясняющих резкое падение, — денежно-кредитная политика США и новость о том, что президент Дональд Трамп выдвинул Кевина Уорша на пост главы Федеральной резервной системы. Считается, что его назначение может способствовать укреплению курса доллара и ослаблению инвестиционной привлекательности золота. Другая версия — многие инвесткомпании и фонды применяют алгоритмы, которые командуют покупать или продавать, и триггером, запустившим вал продаж, стало достижение определенного параметра (или их комбинации), заложенного в алгоритм.
В инвестиционных кругах считают, что до конца года цена золота не опустится ниже 4,4 тыс. долларов. Некоторые прогнозируют рост. Так, эксперты крупного инвестбанка UBS допускают, что унция подорожает до 7,2 тыс. В финансовой корпорации JPMorgan, ссылаясь на устойчивый спрос, говорят о 6,3 тыс. долларов. Как бы то ни было, даже 4 тыс. за тройскую унцию — это гораздо выше, чем 2639,3 доллара на 1 января 2025 года.
Урановая выдержка
Главная задача урановых рудников — стабильно выполнять план. В 2025 году это было непросто. Так, на руднике № 8 Приаргунского производственного горно-химического объединения (ППГХО) пришлось стабилизировать водопритоки в шахте. Модернизация оборудования на гидрометаллургическом заводе помогла выровнять качество концентрата природного урана.
План по добыче предприятия горнорудного дивизиона выполнили на 100 %. Себестоимость производства снижена на 6 %. «Хорошие показатели? Наверно, да. Есть куда стремиться? Конечно», — прокомментировал итоги первый заместитель гендиректора, исполнительный директор компании «Росатом Недра» Виктор Святецкий.
Следующая задача — увеличение минерально-сырьевой базы. Для этого ППГХО осваивает Широндукуйское месторождение. В следующем году на нем выполнят основной объем горно-капитальных работ, возможно получение первого урана. Производство будут наращивать с выходом на примерно 400 т урана в 2028 году.
Продолжается строительство рудника № 6. Шахтные воды откачаны на 14 м горизонте (всего их 16). В этом году планируется оснастить шахтный ствол 19-РЭШ (разведочно-эксплуатационной шахты) и готовить его к горным работам. Недавно получено положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту строительства вертикального шахтного ствола 20В, он приведен в безопасное состояние.
«Хиагда» получила лицензию на Тетрахское месторождение, заключения о соответствии объектов локальной сорбционной установки на месторождении Дыбрынское, положительное заключение Главгосэкспертизы на проектную документацию строительства магистрального трубопровод и полигона скважинного подземного выщелачивания на месторождении Намаруское. Его освоение — задача этого года, как и освоение Тетрахского.
«Далур» получил первый уран с Добровольного месторождения, построил первую мобильную сорбционную установку на Верхне-Уксянской залежи Далматовского месторождения и ввел в эксплуатацию локальную сорбционную установку на Хохловском месторождении. Таким образом, все обеспечивающие работу «Далура» месторождения вовлечены в эксплуатацию.
Следующая большая задача горнорудного дивизиона — вывести проект «Элькон» из спящего режима и перейти там к добыче не только золота, но и урана. Также для расширения минерально-сырьевой базы дивизион намерен сотрудничать с Роснедрами, которые обеспечивают поисково-оценочные (на более ранней стадии разведанности) работ в урановорудных районах.
Словарь
M&A (mergers and acquisitions, слияния и поглощения) — сделки, при которых одна компания объединяется с другой или получает над ней контроль.
IPO (initial public offering, первичное публичное предложение) — выход компании на биржу с предложением акций широкому кругу инвесторов.
Due diligence («должная добросовестность») — комплексная проверка бизнеса, сделки, актива перед покупкой, инвестицией или объединением.