«Мы активно ищем подрядчиков в регионе»: Виталий Полянин — о ходе строительства АЭС в Венгрии

Бетонирование фундаментной плиты первого блока АЭС «Пакш II» началось 5 февраля и по графику закончится 24 декабря. Что еще происходит и будет происходить в этом году на площадке, рассказывает вице-президент АСЭ, директор проекта строительства АЭС «Пакш II» Виталий Полянин.

— Вы отвечали за строительство Белорусской АЭС. Этот опыт помогает в венгерском проекте?

— Конечно. Как и 20-летний опыт работы на Калининской АЭС. Там я за 10 лет прошел путь от электрослесаря до заместителя начальника цеха по эксплуатации и сформировал мои главные принципы в работе: дисциплина, постоянное обучение и работа с персоналом.

Из проектов того времени особенно хочу выделить внедрение новой автоматизированной системы управления технологическими процессами на строящемся третьем блоке Калининской АЭС. Эта система сейчас тиражируется на всех блоках «Росатома». Путь от технического задания до сдачи системы в промышленную эксплуатацию мы прошли без задержек!

Затем я работал на четвертом блоке Калининской АЭС, после — на третьем блоке Ростовской, где мы вводили комплекс оборудования «Собственные нужды». Там я познакомился с директором станции Андреем Сальниковым и Алексеем Жуковым, с которыми сейчас работаю в Венгрии.

Потом меня направили на строительство Южноуральской ГРЭС‑2. Сначала я руководил филиалом, а после сдачи первого блока стал вице-президентом по тепловой энергетике в АСЭ. Так что сегодня я единственный человек в компании, кто сдавал в эксплуатацию и тепловые, и атомные блоки. Если при строительстве АЭС в России наш заказчик — «Росэнергоатом», то на Южном Урале мы работали с внешним заказчиком, и это очень ценный опыт. Сначала заказчик относился ко мне как к генподрядчику, но со временем мы наладили доверительные отношения. Аналогичная ситуация была в Беларуси. Я работал на результат, руководствуясь принципом «заказчик всегда прав». С белорусской стороной сложились очень конструктивные отношения.

— Как складывается взаимодействие с заказчиком в Венгрии?

— Заказчик здесь очень силен как лицензиат, берет на себя взаимодействие с надзором, получение разрешений и защиту технических вопросов. Мы работаем как одна команда и с заказчиком, и с надзорным органом, и это очень успешная стратегия. Сейчас у нас регулярные встречи не только на уровне руководителей, но и на уровне рабочих групп. Все понимают: откровенный, прямой обмен информацией способствует достижению целей. Важно, что венгерская сторона очень заинтересована в строительстве блоков, это проявляется в активной поддержке проекта.

В Венгрии на строительство всех объектов нам необходимо получать разрешения, и каждое имеет множество условий. Нужно получать разрешения на каждую единицу оборудования и проходить тотальный контроль. Это дисциплинирует. Направления по оборудованию, лицензированию, строительной части и разработке документации плотно и результативно работают как у нас, так и у заказчика. У нас очень доверительные и открытые отношения с руководителем проекта [со стороны Венгрии] Гергием Якли.

— Расскажите об основных итогах 2025 года.

— Прошлый год был сложным. В декабре 2024 года санкционные ограничения остановили финансирование проекта. Но мы не опустили руки, искали пути, чтобы продолжать работы на площадке. Когда в июле 2025 года финансирование возобновилось, мы с заказчиком оперативно сформировали план по выручке и финансовым средствам. По выручке план выполнили, по реализации средств даже перевыполнили — почти в два раза. Закончили год с положительным свободным денежным потоком, работая чисто на свои средства.

На мой взгляд, ключевое достижение 2025 года — то, что проект удалось значительно продвинуть. Мы получили разрешение на сооружение фундаментной плиты блока № 1 АЭС «Пакш II», возведение зданий ядерного острова и составили с заказчиком сбалансированную производственную программу до 1 июля 2027 года с выдачей задач и нам, и заказчику, и надзору. Эта программа обеспечена финансированием в соответствии с действующим контрактом. В венгерском надзорном органe отметили, что впервые видят такую детализированную программу. Надеемся, что заказчик завершит эту работу в 2026 году. После этого проект уже нельзя будет остановить.

— Какие ключевые этапы в этом году?

— Надо укрепить грунт под всеми общестанционными объектами, достроить здания учебного центра и водоподготовки. Потом перейдем к гидротехническим сооружениям. Предстоит сдать ряд объектов строительно-монтажной базы (СМБ. — «СР»). Сейчас сданы административные здания и столовая первой очереди, а также бетонно-растворное хозяйство для устройства фундаментной плиты. В этом году обязательно нужно сдать арматурный и лакокрасочный цеха, ряд зданий для размещения рабочих и столовую, чтобы наши сотрудники хорошо питались.

— Сколько человек работает на площадке? Как организован набор персонала?

— Сейчас около 180 рабочих, в основном на устройстве фундаментной плиты, укреплении грунта и объектах СМБ. К июлю нужно будет 1,2 тыс. человек. По фундаментной плите с нами работает концерн «Титан‑2», на субподряде у него — венгерская компания Bayer Construct. Они набирают персонал, по большей части местных специалистов, но есть и из Румынии и других соседних стран. По укреплению грунта работает международная компания Bauer, у нее тоже есть план набора. По СМБ мы заключаем контракты с мелкими венгерскими подрядчиками, обеспечивая локализацию в соответствии с контрактом.

— Какие профессии или специальности сегодня самые дефицитные на стройке?

— Пока востребованы в основном строительные специальности: бетонщики, арматурщики, геодезисты. Далее будут нужны монтажники, электромонтажники, тепломонтажники, потом наладчики. Мы активно ищем подрядчиков в регионе и готовы их обучать: раньше в Венгрии не было компаний, участвовавших в строительстве АЭС. Занятия организуем в нашем центре обучения и на производстве подрядчиков, концерна «Титан‑2» и Bayer Construct, под контролем опытных специалистов.

— Как вы общаетесь с коллегами-венграми? Может, уже немного говорите по-венгерски?

— По-венгерски, к сожалению, пока не говорю. Да и в целом я сторонник профессионального перевода — видел, как из-за неполного знания даже английского возникает существенное недопонимание. На Южном Урале, работая с Siemens, мы общались на английском, но сталкивались с проблемами. В Финляндии на проекте АЭС «Ханхикиви» я также убедился в важности качественного перевода. Так что у нас целое управление переводчиков во главе с Светланой Саргсян. Это очень важная работа.

— Многие используют для быстрого перевода нейросети. Не пробовали?

— Я человек консервативный в этом плане, но внимательно слежу за развитием искусственного интеллекта. Вижу, что в России банки плотно осваивают это направление. Однако в нашей работе предпочитаю иметь дело с техническими переводчиками, которые хорошо знают отраслевую специфику. Нейросети пока не могут делать тонкий перевод, в котором от каждого слова зависит многое.

Для устройства фундаментной плиты первого блока АЭС «Пакш II» потребуется:

9 тыс. т
армированных изделий
43 тыс. м³
бетонной смеси

Александр Мертен
Старший вице-президент АСЭ по развитию международного бизнеса

— В 2025 году мы выполнили всю согласованную с заказчиком производственную программу. Жаль, что при нашей абсолютной готовности начать заливку первого бетона из-за дополнительных вопросов и поздней выдачи венгерскому заказчику лицензии на эти работы, они были перенесены на февраль 2026 года. Но тут мы полностью зависим от венгерских партнеров и венгерского регулятора.

Конечно, в сегодняшних условиях реализация проекта в стране Евросоюза идет непросто. Работать по контракту, который был заключен еще в 2014 году, становилось все сложнее и сложнее, но мы благодарны венгерским партнерам, что они согласились с необходимостью внести в ЕРС-контракт значительные изменения. В 2025 году мы парафировали соответствующее дополнительное соглашение к ЕРС-контракту, а Минфин РФ и Минэкономики Венгрии провели ряд встреч, где принципиально согласовали соответствующие изменения в финансовое межправсоглашение, которые необходимы для изменения определенных условий в ЕРС-контракте. Остались формальные процедуры, после которых мы рассчитываем на вступление этих изменений в силу в 2026 году, что позволит нам более эффективно продолжить работу по проекту.

Взаимодействие с заказчиком хорошее. Наши коллеги прекрасно понимают, что с новыми блоками Венгрия укрепит энергетический суверенитет.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: