Решить нерешаемые проблемы в целом удалось: Алексей Лихачев — об итогах 2025 года
«Год был непростой. Но все-таки это был победный год: несмотря на все сложности, «Росатом» справился с задачей. Интегральная карта выполнения нашего государственного плана — выше 102 %» — так 3 января началось интервью с гендиректором «Росатома» на телеканале «Россия 24». Приводим выдержки из разговора, который состоялся в музее «Атом» на ВДНХ.
О «Мировой атомной неделе»
В сентябре в «Атоме» собрались лидеры государств, руководители практически всех влиятельных международных атомных организаций и повели серьезный разговор о долгосрочных перспективах развития атомных технологий. Лидировал в этой работе президент России Владимир Путин, председательствуя на глобальном атомном форуме. Я бы в качестве итоговых назвал два главных измерения. Первое — это не просто востребованность, а безальтернативность развития атомной энергетики для планеты, недаром XXI век окрестили веком электричества. А электричество надо вырабатывать, причем устойчиво и приемлемо по цене. И нет никакого другого подхода к решению этой задачи, кроме развития атомных технологий. Мы предлагаем долгосрочное партнерство странам, настроенным на сотрудничество. И это второе измерение итогов глобального атомного форума — отсутствие технологической колонизации, приглашение к равноправному сотрудничеству».
О выработке электроэнергии
У нас перевыполнение плана по выработке электроэнергии. А важный для нас показатель, коэффициент использования установленной мощности, составил более 87 %. Это рекордный показатель вообще и для атомной энергетики в частности. До 2042 года нам предстоит построить больше станций и больше мощностей, чем есть сейчас. Фактически нам нужно создать еще одну сопоставимую по мощности атомную энергетику менее чем за 20 лет. Это вызов. Это 18 строительных площадок, на девять из которых мы уже вышли.

О выручке и новых проектах
Выручка в открытой части в 2025 году превысила 3 млн рублей. Половина ее — это проекты и направления, которые мы создали за последние годы, их уже более 100. Мы отладили наше сотрудничество с традиционными партнерами, в первую очередь с Курчатовским институтом, разработан целый ряд новых программ, из них я бы выделил программы в ядерной медицине и термояде. Это уже не завтрашний, а послезавтрашний день атомной энергетики. Наш альянс с «Роскосмосом» в отдельном федеральном проекте — это и лунная станция, и мегаваттного класса двигатель для ракет — вклад атомной энергетики в освоение ближнего и дальнего космоса. Прототип космического ядерного двигателя должен быть создан до 2030 года.
О героизме курских атомщиков
И строители, и коллектив Курской АЭС, и жители города Курчатова — все куряне продемонстрировали уникальное мужество. Ни на минуту не останавливалась работа, причем курские строители много помогали региону в создании защитных сооружений. Без сомнения, это подвиг, и за этим подвигом следила не только вся наша страна, но и подавляющее большинство зарубежных партнеров. Энергоблок № 1 Курской АЭС-2 (подключен к сети 31 декабря 2025 года. — «СР») стал самым мощным в парке атомных станций «Росатома».
О физпусках в 2026 году
Первый блок бангладешской станции (АЭС «Руппур». — «СР») уже практически готов к началу пусковых работ. Многое будет зависеть теперь от эксплуатирующей организации, от национального регулятора. На седьмом блоке АЭС «Тяньвань» и третьем блоке АЭС «Сюйдапу» (китайские станции. — «СР») тоже ждем физпусков. Ну и конечно же, готовим к пусковым операциям турецкий проект (АЭС «Аккую». — «СР»). Мы сделаем все, чтобы в этом году атомная энергетика Турции стала реальностью.
О зарубежных стройках в условиях санкций
Есть стройки, которые попали в санкционную мясорубку. Это и стройка «Пакша-2» (в Венгрии. — «СР»), где практически было прекращено финансирование ввиду решений западных стран. Но больше всего испытал давление на себе наш турецкий проект, где и Siemens отказалась от поставок, и 2 млрд долларов инвестиций были заморожены, и была разрушена система платежей. Но мы ни на минуту не останавливались и будем делать все, чтобы двигаться дальше. Владимир Путин сильно поддержал «Росатом» в этой ситуации. Правительство России и Центробанк сделали все возможное, чтобы работа шла в соответствии с планами.
Ближе к концу года мы получили возможность добавить скорости в реализацию венгерского проекта. Очень надеемся, что в первой декаде февраля доложим лидерам о заливке первого бетона. Именно первый бетон является не только технологически важным отрезком работы, но и окончательно вносит станцию в реестр Международного агентства по атомной энергии.

Заключено межправсоглашение с Мьянмой о малых реакторах. Мы вышли на площадку исследовательского реактора во Вьетнаме и работаем сейчас над перезагрузкой нашего контракта о строительстве двух крупных энергоблоков на станции «Ниньтхуан-1».
Здесь, в музее «Атом», была проведена часть заседания глав правительств Евразийского союза. Именно с этими странами мы настроены в первую очередь на сотрудничество в развитии атомной энергетики.
О размещении облигаций в Китае
Любой серьезный технологический проект — капиталоемкий. Атомная станция имеет подтвержденный регулятором период работы 60 лет. Но это только потому, что больше статистики нет. Мы уверены, что каждый из тех блоков, который мы сегодня создаем, будет работать до 100 лет. Поэтому и финансово-экономические модели сложные, с очень длительным периодом возврата инвестиций. Это заставляет нас особым образом относиться к привлечению ресурсов.
Мы получили наивысший рейтинг в КНР. И работаем над привлечением заемного финансирования уже в юанях, на международном рынке, выпуская облигации, соответственно, уже в Китае. Работа такая с регулятором идет. Идет разговор о привлечении инвесторов и в проект «Аккую», и в наши проекты, связанные с развитием Северного морского пути.
О цифровизации и импортозамещении
Могу с гордостью сказать, что в части критически информационной инфраструктуры у нас 100%-ное импортозамещение, в основных направлениях программного обеспечения мы превышаем плановые показатели. Подчеркну: все, что относится к критически важной информационной инфраструктуре, на сегодняшний день независимо.
О развитии Севморпути
В декабре в море впервые одновременно работали восемь ледоколов. Вот все говорят: потепление, потепление… А в 2025 году в очередной раз на две недели раньше началось ледообразование. Это, естественно, повлияло и на объем перевозок, и на востребованность наших ледоколов.
Транзит растет — и проходящих через Севморпуть российских грузов, и международный. Особенно выросли, прямо в два раза, контейнерные перевозки и по количеству рейсов, и по объему. Весь мир с замиранием сердца следил за пилотным рейсом из китайского Нинбо в Западную Европу (длился 21 день вместо обычных для южных маршрутов 40 дней. — «СР»). Он прошел абсолютно безопасно. И наши китайские друзья почувствовали вкус к этому транспортному маршруту. Вообще потенциал огромный. Мы работаем и с Индией, и с другими странами Юго-Восточной Азии и чувствуем, что, когда начнем справляться с санкционным давлением, мы получим совершенно новые темпы роста грузоперевозок на Северном морском пути.
Президент ставит перед нами новые задачи и говорит, что от налаженной работы на Севморпути нужно переходить к более масштабной задаче — созданию Трансарктического транспортного коридора. Я уверен, что если текущее десятилетие, 2020-е годы — это десятилетие Севморпути, то 2030-е будут десятилетием Трансарктического транспортного коридора с учетом и совершенно другой внутренней востребованности и, конечно, совершенно другого уровня международного транзита.

О ситуации на Запорожской АЭС
В прошлом году получены лицензии для персонала и источников, находящихся на станции, а главное — лицензии на эксплуатацию первого блока. Это значит, что и технически, и юридически станция начинает подготовку к производству электроэнергии. У нас нет никакого сомнения в безопасности Запорожской АЭС на сегодняшний день. Наша главная задача, она же мечта, — как только позволит обстановка, начать поднимать станцию и вырабатывать электроэнергию. Эту электроэнергию ждут на Донбассе, ее ждут в Новороссии. Ну и президент четко дал понять, что, если наши озабоченности будут сняты и цели СВО будут достигнуты, мы можем говорить и о международном сотрудничестве в коммерческом аспекте работы Запорожской АЭС. То есть в аспекте продажи электроэнергии. Мы к этому готовы, но обеспечить безопасность и эксплуатацию станции должна, естественно, российская эксплуатирующая организация, действующая по российскому законодательству.
Об энергокомплексах четвертого поколения
На Глобальном атомном форуме Владимир Путин сказал, что наша задача — запустить комплекс с пристанционным замкнутым топливным циклом к 2030 году. Модуль фабрикации-рефабрикации топлива уже эксплуатируется, на нем идет активная работа по развитию. И уверен, что мы сделаем все, чтобы реактор БРЕСТ тоже нас порадовал в установленные сроки.
Мы начинаем и тиражировать, и масштабировать это решение уже в более мощных реакторах, гигаваттного класса, создавая также распределенную по стране систему переработки и рефабрикации всех отходов ядерного топливного цикла, всего отработавшего топлива, повышая при этом еще и уровень безопасности реакторов. Потому что быстрые реакторы, реакторы с металлическим теплоносителем обладают более защищенными характеристиками и с точки зрения безаварийности. Мы предлагаем многим партнерам присоединиться к этому проекту. Где-то, как например в КНР, это уже записано в межправительственных документах, где-то, как в Индии, мы вышли пока на межведомственные договоренности.
***
Подбирая главный девиз 2025 года, видя проблемы, которые стояли год назад перед отраслью, мы так определили главную задачу: решить нерешаемые проблемы. В целом мы с этим вызовом справились. И если мы что-то и не решили до конца года, то, по крайней мере, точно создали платформу для дальнейшего движения вперед и выхода на траекторию устойчивого развития.
200 млрд рублей
инвестиций привлечено вместо запланированных 120 млрд в 2025 году
16,5 млрд долларов
составила зарубежная выручка
200 млрд долларов
достиг портфель зарубежных заказов в денежном выражении
218,349 млрд кВт⋅ч
выработали российские АЭС
21 час в сутки
в течение года АЭС работали на мощности 100 %
Атомная отрасль начинается с проектов и конструирования, материалов и оборудования. Ровесники атомпрома материаловедческий Институт им. Бочвара, машиностроительные ЦКБМ и ОКБМ им. Африкантова были учреждены в один день — 27 декабря 1945 года. В 1960 году создан НИИТФА, который отвечает за радиационную технику. В этом номере — основные моменты истории предприятий-юбиляров и ключевые направления развития.