Снег, лед, Третьяковка: «Росатом» помог отреставрировать картину Коровина

В Государственной Третьяковской галерее открылась посвященная 500‑летию начала освоения Северного морского пути выставка «Арктика. Полюс цвета». Центральный экспонат — ​отреставрированное при поддержке «Росатома» гигантское полотно Константина Коровина «Северное сияние», которое не выставлялось более полувека.

Из Арктики в Париж

В декорациях из торосов развернут масштабный проект (130 экспонатов), рассказывающий о восприятии Севера художниками разных эпох.

Константина Коровина и его друга и коллегу Валентина Серова заразил любовью к Северу промышленник и меценат Савва Мамонтов. Увидев в освоении Арктики колоссальный экономический потенциал, он предложил министру финансов Сергею Витте продлить железную дорогу от Вологды до Архангельска. Витте в сопровождении Мамонтова за три с половиной летние недели проехал по предполагаемой линии и дал добро на строительство.

Мамонтов, как сказали бы сейчас, придумал масштабную пиар-акцию: отправил за свой счет на Крайний Север двух известных живописцев. Поводом было оформление павильона Крайнего Севера для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

Из экспедиции 1894 года Коровин привез богатый материал и написал пять картин. На самое большое полотно, 425 на 350 см, вдохновила Норвегия. Оно называется «Северное сияние»: оленевод на санях, стадо оленей, а наверху — ​могучие складки ниспадающего вселенского «занавеса». Позднее, в 1900 году, художник оформил работами своей северной серии Русский павильон на Всемирной выставке в Париже, что принесло ему несколько медалей и орден Почетного легиона.

Открытия реставраторов

В советское время все эти картины висели в здании Ярославского вокзала в Москве, откуда поезда уходили на север. Для холстов многолетняя жизнь в зале ожидания не прошла даром. В 1962 году их сняли, намотали на валы и поместили в запасники Государственной Третьяковской галереи. Уже в эпоху Новой России четыре картины отреставрировали. К самой большой, «Северному сиянию», подступились только недавно благодаря поддержке «Росатома».

«У холста нет грунта и лакового покрытия, поэтому красочный слой сильно загрязнился и деформировался, — ​рассказала сотрудница отдела научной реставрации масляной станковой живописи Третьяковки художник-реставратор высшей категории Александра Орловская. — ​Мы исследовали состояние картины и удивились: автор использовал берлинскую лазурь — ​пигмент в позапрошлом веке чрезвычайно дорогой. В ходе научных изысканий выяснилось, что как раз в середине 1890‑х он стал выпускаться массово и подешевел. Полотно сшивное, состоит из трех частей. Из-за размера «Северного сияния» работать с ним на обычном столе чрезвычайно трудно. К счастью, у нас есть четыре уникальных реставрационных стола, на которых можно работать с полотном и в вертикальном, и в горизонтальном положении, и три кабины для перемещения реставратора по рабочей зоне».

После реставрации картину закрепили на изобретенном в Третьяковке особом жестком подрамнике — ​конструкции, защищающей холст и красочный слой от вибраций.

Федор Балаев «Челюскинцы», 1939 год. Дерево, резьба объемная (фрагмент)
«Мечта» художника

11 декабря на открытие выставки в корпус на Кадашевской набережной приехали судоводители «Атомфлота» во главе с руководителем предприятия Яковом Антоновым и гендиректором «Росатома» Алексеем Лихачевым. «То, с какой любовью вы рассказываете о проделанной работе, вызывает огромное уважение, — ​сказал Алексей Лихачев специалистам музея и повернулся к капитанам: — ​У нас тоже есть сотрудники, которые часами могут увлеченно говорить о своей работе».

Обозреватель «СР» попросил поделиться впечатлением о выставке гендиректора Главсевморпути Сергея Зыбко. Тот показал на картину Александра Борисова «В области вечного льда» (1897 год): «Посмотрите, как мастерски художник работает со светом. Живописец предельно точно изобразил цвет многолетнего льда. Лед в северных морях разный, оттенки зависят от возраста льда, и передать на холсте их не так легко, как кажется на первый взгляд».

Александр Борисов был учеником Архипа Куинджи и, как и Коровин с Серовым, первооткрывателем красот Русского Севера. Три года он провел на Новой Земле, построил там дом-мастерскую и льдоустойчивую яхту «Мечта». Свою «Мечту» Борисов изобразил на картине «Судно во льдах». В экспедиции в Карское море у пролива Маточкин Шар яхта попала в ледовый плен. Отважные мореплаватели провели много дней между жизнью и смертью, пока не встретили кочующих ненцев. В экспедиции Борисов по праву первооткрывателя назвал один глетчер ледником Павла Третьякова — ​в знак огромного уважения к основателю знаменитого музейного собрания.

На выставке «Арктика. Полюс цвета» много образцов искусства соцреализма, воспевающих новых людей Арктики (Андрей Яковлев «Счастливая»), отважных первопроходцев Севморпути (Алексей Рыбников «Первая Ленская во льдах»), новостройки энергетики (Александр Меркулов «Самая северная электростанция (Тулома)»). Мастер богородской игрушки Федор Балаев, вдохновившись резьбой по моржовой кости чукотского художника Эйгука, в 1939 году выполнил скульптурную композицию «Челюскинцы». Среди более чем сотни фигурок на льдине можно разглядеть гидросамолет с экипажем, рабочих с бочками и ящиками и даже проводящего планерку руководителя экспедиции Отто Шмидта. Грандиозная жанровая экспозиция в Москве выставляется впервые: десятилетия она пребывала в запасниках Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.


Выставка «Арктика. Полюс цвета» работает до 21 июня 2026 года в корпусе Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, 12.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: