Памяти Юрия Бармакова: «Мы первые в отрасли занялись электроникой»

15 октября в Москве простились с Юрием Николаевичем Бармаковым — первым заместителем научного руководителя Всероссийского научно-исследовательского института автоматики им. Духова (ВНИИА), разработчиком ядерных боеприпасов, Героем Труда и очень увлеченным своим делом человеком. «Мне интересно работать» — эта строка автобиографии стала названием книги, вышедшей в 2021 году к 90‑летию ученого. Мы приводим отрывки из нее.
В 1955 году Юрий Бармаков окончил Московский инженерно-физический институт и по распределению попал в филиал № 1 КБ‑11 Минсредмаша (сейчас ВНИИА). «Я очень переживал из-за трудоустройства, — писал он. — Это был завод, а мне хотелось заниматься исследовательской работой. Судьба меня ожидала какая‑то странная. <…> Но так получилось, что я без всяких усилий со своей стороны оказался в группе лидеров среди тех молодых людей, которые вместе со мной пришли работать на завод».
В те годы Юрий Бармаков встретился с будущей супругой Галиной и проводником в мир большой науки Аркадием Бришом, физиком, конструктором ядерного оружия. «Первое время я думал, что слово «БРИШ» является аббревиатурой мощной организации, и все старался ее расшифровать», — с улыбкой вспоминал ученый.
1950–1960‑е годы — время научных прорывов. «Развитие электроники в СССР и за рубежом происходило на наших глазах. <…> …Перед нами стояли невероятно сложные задачи: разработка новых видов аппаратуры, которые до сих пор не разрабатывались, или разработка совершенно новой техники, относительно которой сложилось устойчивое мнение ведущих специалистов страны, что ее разработать просто невозможно. Например, считалось, что нельзя сделать блок автоматики весом меньше 200 кг, поскольку это нарушение физических законов, и в первую очередь закона сохранения энергии. Но оказалось — можно, и наши специалисты это доказали. Иногда удается что‑то сделать, потому что не знаешь, что это невозможно. <…> Мы первые в отрасли занялись электроникой, микроэлектроникой, автоматизацией проектирования, надежностью, не говоря уже об электрофизике, физике высоких напряжений, где нам вообще не было равных благодаря уникальному таланту Бриша», — писал Юрий Бармаков.
Итог этой работы он подвел позже: «Те идеи, которые выдвигались у нас в институте в конце 1960‑х годов, сейчас стали основополагающими в развитии всех боеприпасов и у нас в стране, и в США. Это показывает, что правда была на нашей стороне».
В 1962 году Юрий Бармаков защитил кандидатскую диссертацию по новаторскому направлению — унифицированная автоматизированная контрольно-измерительная аппаратура. В 1976-м стал доктором технических наук. К назначению директором ВНИИА в 1987 году ученый был готов: «…У меня было ощущение, что я достаточно хорошо знаю тематику института, области его деятельности и хорошо представляю, что нужно делать и как». Однако учиться все же пришлось: первые два года новый директор постигал экономику и бухгалтерский учет.
К кризису 1990‑х он подошел подкованным и в этой сфере. Во ВНИИА появились новые гражданские темы. «Мы отбросили все направления, которые хорошо получались у других — телевизоры, бытовая и вычислительная техника, всякая хозяйственная утварь, — и занимались только тем, что другие вообще не делали и в чем мы являлись монополистами», — рассказывал Юрий Бармаков. Нейтронные генераторы, автоматизированные системы управления технологическими процессами для атомных и тепловых станций, датчики давления и радиационных мониторов — во всем этом ВНИИА силен и сегодня.
Юрий Бармаков — автор более чем 500 научных работ и десятка изобретений. В 2018 году он возглавил Институт физико-технических интеллектуальных систем Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», читал лекции бакалаврам и стажерам, проходившим практику во ВНИИА. В 2022 году получил звание Героя Труда Российской Федерации. «Мне всегда было интересно работать. Это крупнейшее везение в жизни, это было и раньше, и сейчас: я могу работать сколько угодно и где угодно. Это для меня не работа, это нормальная жизнь, это и отдых, и хобби одновременно. Я с 1991 года не был в отпуске, но это не насилие и не похвальба. Работа в сочетании с игрой в теннис и горными лыжами позволяет мне чувствовать всю радость жизни», — сказал ученый на праздновании своего 90‑летия.
Судьба подарила ему еще несколько лет. Юрий Николаевич умер в 93 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Ученый, менеджер, учитель
Евгений Адамов
Научный руководитель Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники и проектного направления «Прорыв», министр по атомной энергии РФ (1998–2001)
— Поразительна способность Юрия Николаевича спокойно выслушивать людей, а затем за несколько мгновений докапываться до сути не всегда ясно высказываемых идей. Многие из тех, кто в поздние советские годы занимал ведущие позиции в отрасли, благодарны ему за бескорыстную поддержку. В то же время по принципиальным вопросам свернуть его с позиции невозможно.
Олег Шубин
Первый заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции по ядерному оружейному комплексу
— Юрий Николаевич Бармаков — живое воплощение тех ценностей, которые были сформулированы в атомной отрасли в начале третьего тысячелетия. И, что удивительно, этим ценностям он следовал всю свою жизнь. Можно сказать, он реализовал их за десятилетия до того, как они были написаны. В своих конструкторских разработках, в своем подходе к руководству ВНИИА в годы директорства он всегда был на шаг впереди. При этом всегда имел свое мнение и никогда не боялся отстаивать его, полностью принимая ответственность за результат принятых решений на себя.
Елена Рябева
Заместитель директора Института физико-технических интеллектуальных систем МИФИ
— Юрий Николаевич долгие годы был бессменным председателем государственной экзаменационной комиссии на кафедре 24 (прикладной ядерной физики. — «СР»). На заседаниях выступал всегда предельно внимательно, с глубокими вопросами, всегда с «копанием в теме». Студенты страшно боялись попасть на заседание с Бармаковым, но в то же время расстраивались, если по каким‑то причинам он пропускал защиту. Именно неподдельный интерес Юрия Николаевича к каждой работе показывал ее ценность, повышал самооценку студенту, придавал выпускнику уверенности в нужности его работы.
Источник: книга «Мне интересно работать», 2021 год