Потрогали цирконий, прикоснулись к истории: разработан тур для Глазова

В рамках программы «Гостеприимные города «Росатома» разработан трехдневный тур для Глазова: купеческие особняки, древний город Иднакар, единственное в России циркониевое производство. В первую группу включили корреспондентку «СР». Вот ее впечатления и отзывы о «хлебных ушках», лучшей гостинице по мнению главы Глазова и аттракционах в аквапарке.
День первый
Прогулка с купчихой и путешествие во времени
Нас поселили в четырехзвездочном отеле «Глазов» — лучшем в городе, по мнению его главы Сергея Коновалова. Безупречная чистота, внимательные сотрудники, шведский стол с огромным выбором блюд. И удобное расположение: 10 минут пешком до центра.
Мы быстро позавтракали и пошли на иммерсивную экскурсию под предводительством купчихи второй гильдии Елизаветы Прокопьевны Смышляевой — так представилась нам гид в историческом костюме. Смышляевы — одна из известных старых глазовских династий. В 1870 году Михаила Смышляева избрали городским головой. Его жена Елизавета Прокопьевна держала лавку с колониальными товарами, стеклянной, фарфоровой и фаянсовой посудой и рейнский (винный) погреб. Дом купца Смышляева на углу площади Свободы и улицы Сибирской сохранился. Отсюда хорошо видна радиально-веерная планировка города: множество «ресничек»-улиц вокруг «глаза»-центра.

«Елизавета Прокопьевна» рассказывала, как боролся в Глазове с преступностью дедушка знаменитого композитора Петр Федорович Чайковский. С 1796 по 1818 год он был городничим. В тот период территория Глазова увеличилась в 2,5 раза, построили ратушу, больницу и приходское училище.
Гвоздь программы — городище Иднакар на горе Солдырь. В Средневековье здесь был форпост удмуртов, названный, по легенде, в честь богатыря Идны. Есть поверье: если прикоснуться к валам древнего города и загадать желание, дух воина поможет его исполнить.
Раньше Иднакар был крупным ремесленным центром с тысячным населением, сейчас — центр раскопок. Археологи находят оружие, украшения, стремена и остатки поясов. Пояс у древних удмуртов имел ритуальную силу. Мужчины крепили к нему медные бляхи с подвесками (гусиными лапками, бубенчиками, лопаточками), оружие и огниво. Женщины — гребенки, игольницы, колокольчики. Есть версия, что «распоясался» когда-то значило, что человек остался без оружия или обеднел.

Самый загадочный экспонат музея в Иднакаре — керамический сосуд, символы на котором ученые до сих пор не могут расшифровать.
День второй
Колокольные переливы и заплыв в «Кристалле»
В Доме техники, бывшей кузнице кадров Чепецкого механического завода (ЧМЗ), расположился музей, в котором «растет» фантастическое дерево. Если у вас нет фото с ним, считайте, вы не были в Глазове. Ствол — канал реактора, ветви — твэльные трубы, листья — тончайший листопрокат. Все из циркония, без которого немыслима современная атомная энергетика. ЧМЗ — крупнейший в мире (и единственный в России) производитель циркония, гафния, кальция и изделий из них, а также сверхпроводников. Завод работает на атомную энергетику, поставляет материалы для авиации, электроники и медицины.
Главный принцип музея ЧМЗ — трогать можно. Макет сверхпроводящего стренда и рядом элементы, чтобы собрать его своими руками и почувствовать себя инженером-металлургом.
В 1990-х годах на ЧМЗ начали лить колокола из циркония. Их звук на редкость чистый и неповторимый. Малый колокол — размером с обычную книгу, большой — всего на 10 см выше. Циркониевые колокола звонят в храмах, на трехмачтовом фрегате «Херсонес», а 12 колокольчиков — на концертах Государственного академического симфонического оркестра России.
Вторую часть дня мы провели в аквапарке «Кристалл». Открытая зона, две водные горки, бассейн, джакузи — я побывала везде, больше всего понравилось традиционное парение в бане.

К сожалению, мы не попали в драмтеатр «Парафраз», времени не оставалось. Есть резон съездить в Глазов еще. Горожане единодушно называют репертуар и труппу «Парафраза» одними из лучших в Удмуртии.
День третий
Возрождение сада и лепешки табани
Давным-давно вдоль реки Чепцы примерно там, где сейчас находится центр Глазова, тянулся лес. В нем расчистили место для строительства Вознесенско-Преображенского собора. Собор окружал сад, его так и называли — церковный. В советское время сад расширили и переименовали в городской. Летом устраивали танцы, зимой заливали каток. Под Новый год ставили высокую ель, лепили из снега Деда Мороза, разукрашивали деревянные домики для детского базара. Но к концу 1962 года собор снесли, сад сровняли с землей.
В 2017 году архитектор Иван Ковалев и инициативная группа во главе с Валентином Наговицыным решили вернуть сад горожанам. Возрождение профинансировали в рамках проекта «Комфортная городская среда». Понемногу начали прокладывать пешеходные дорожки, спуск к воде, строить детские площадки с качелями. «Я хочу, чтобы сад стал местом, где каждый может найти свой вид отдыха, — говорит Валентин Наговицын. — Подростки будут снимать клипы для TikTok, молодые пары пойдут плавать на сапе, пожилая дама сядет на лавочку около кафе с томиком любимого писателя. К этому и стремимся. Многое еще, конечно, не сделано, но мы работаем».
Скоро в горсаду откроется «Дом Донды», перепечно-табанная Ольги и Евгения Баженовых. По-моему, гениальный формат — фудтрак с печью для удмуртских лепешек табани из кислого теста и открытых пирожков перепечей из пресного теста. Проект победил в конкурсе «Атомы вкуса. Кулинарное наследие городов «Росатома» и получил грант на развитие. К слову, Донды — отец богатыря Идны.

Гастрономические открытия в Удмуртии — отдельное приключение. Кроме перепечей и табани рекомендую «хлебные ушки» — пельняни. Они крупнее пельменей, тесто из ржаной муки. Обычно для начинки берут говядину и свинину.
Справка
«Гостеприимные города «Росатома» — комплексная программа устойчивого социально-экономического развития территорий присутствия через туризм.
Говорят глазовчане
Ксения и Богдан Даниловы живут в Глазове 10 лет. Она медсестра, он врач-рентгенолог. Город называют идеальным местом для семьи, воспитания детей. «Мы буквально избалованы комфортом, — улыбается Ксения Данилова. — До работы 10 минут пешком, в садик дочку взяли сразу, нет таких очередей, как в большом городе. Парки, кафе, прогулочные зоны — в шаговой доступности». Минусы тоже есть. Во-первых, дефицит врачей-специалистов. Иногда приходится ехать в другой город. Во-вторых, не так много развлечений. Раз-два в месяц Даниловы садятся в машину и отправляются за новыми впечатлениями и шопингом в Ижевск.
Элина Чекалова работает HR-специалистом, переехала из Ижевска. Там она тратила два часа, чтобы добраться до офиса, бесконечные пробки превращали утро в испытание. «Дорога выматывала. Нервные водители, вечные опоздания. К концу недели я чувствовала себя выжатой. В Глазове путь на работу — приятная прогулка с кофе в руке. Ни толкотни, ни стресса. Я начала замечать простые вещи, например как порой быстро меняется погода», — говорит Элина Чекалова. Пробок в городе практически не бывает. По основным маршрутам ходят автобусы, но фавориты местных жителей — маршрутки. Незаменимый транспорт, когда нужно в отдаленный район. Такси тоже пользуются. Цены не кусаются, время ожидания машины — максимум 10 минут.