«Условия примерно такие же, как на современном ледоколе»: как устроена платформа «Северный полюс»

20 августа научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» с продуктами, научным снаряжением и полярниками направилось к дрейфующей примерно в 400 км от полюса платформе «Северный полюс». Перед отплытием мы поговорили с заместителем начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Кириллом Фильчуком.
Ледовый дефицит
— С 2022 года станция «Северный полюс» дрейфует не на льдине, к чему привыкли поколения наших соотечественников, а на ледостойкой платформе. Ученых перестали устраивать арктические льды?
— Действительно, у нашей страны накоплен потрясающий опыт исследований приполярных областей на дрейфующих ледовых станциях, начиная со знаменитой папанинской, 1937–1938 годов. С 1950 по 1991 год советские полярники регулярно высаживались на лед. После был вызванный известными экономическими трудностями перерыв, в 2003 году заработал «Северный полюс — 32». Сохранение нумерации — принципиальный момент, подчеркивающий преемственность исследований. 10 лет спустя работу последней дрейфующей на льдине станции «Северный полюс — 40» пришлось прервать из-за деградации ледяного покрова. Связанные с глобальным потеплением процессы в Арктике проявляются острее. Подобрать площадку для относительно безопасного размещения людей, которые проводили бы в течение года масштабные исследования, становилось все труднее. Последние станции с дрейфующих льдин эвакуировали в авральном режиме — вызывали ледокол и забирали людей и оборудование.
Но регулярные высокоширотные исследования в Арктике бесценны. Идея искусственной платформы для работы посреди замерзшего океана объясняется необходимостью продолжить важные ряды наблюдений. Техническое воплощение витало в воздухе — судно, способное выдерживать самое сильное сжатие льдом даже в условиях полярной зимы. Мысль не нова и корнями уходит к знаменитому дрейфу Нансена на корабле «Фрам», который за три года (1893–1896. — «СР») в океане совершил колоссальное число открытий. Конечно, живучесть и безопасность нашей платформы на совершенно ином, современном технологическом уровне.
— Расскажите немного о ее конструкции.
— Корпус сделан из высокопрочной стали с относительно небольшим шагом между силовыми конструктивными элементами. На семи палубах — одноместные каюты для экипажа и научно-исследовательского коллектива, 16 лабораторий, оборудованных по последнему слову техники. Это судно относится к классу научно-экспедиционных, то есть у него есть собственные движители — рулевая колонка и подруливающее устройство. Платформой оно называется потому, что все же основная его задача — дрейфовать с окружающими льдами. По сравнению, к примеру, с ледоколом соотношение прочности корпуса и мощности силовой установки «завалено» в сторону прочности. Льды платформа не расколет, но перемещаться по чистой воде самостоятельно может.

— С какой скоростью?
— В среднем 10 узлов (18,5 км/ч. — «СР»). Но поскольку в основном она дрейфует, на борту преобладает научный коллектив: сейчас там 32 ученых и 16 членов экипажа.
— Как платформа попадает в начальную точку дрейфа? Плывет до сплошного льда и вмораживается в него?
— Есть и такой вариант. Но при старте экспедиции «Северный полюс — 41» в сентябре 2022 года и «Северный полюс — 42» в сентябре 2024‑го был другой алгоритм. Мы рассчитываем траекторию до старта дрейфа по разреженным, с большими разрывами льдам. По ней платформу проводит экспедиционное судно более высокого ледового класса, которое обычно занимается снабжением высокоширотных научно-исследовательских миссий Росгидромета. Параллельно по спутниковым снимкам определяем район с обширными ледовыми площадями. Придя в этот район с платформой, судно сопровождения готовит гавань и окалывает базовую льдину. Потом освобождает место и уходит, а платформа швартовыми концами крепится ко льду, как к пирсу.
Оба раза мы ставили платформу в дрейф к северу от Новосибирских островов.
У стихии свои планы
— Где сейчас «Северный полюс — 42»?
— Между Северным полюсом и Канадским Арктическим архипелагом, примерно на 86 градусах северной широты и 130 градусах западной долготы. По прогнозам, лед должен был переноситься через приполярный район к проливу между Шпицбергеном и Гренландией, по преобладающему вектору так называемого трансарктического выноса. Но платформа пошла в обратном направлении, что теперь несколько осложняет нам операции снабжения.
— Разве платформа не полностью автономна?
— По провизии автономность составляет год, по топливу — два. Опреснительная установка там современная, никаких ограничений на помывочную и питьевую воду нет. Иногда требуется поменять кого-то из экспедиционного состава, да и свежие продукты, например, овощи, есть смысл подбросить. Осенью эту операцию выполняет судно снабжения, через год дрейфа экспедиционный состав при необходимости можно заменить полностью. А вот весной и зимой лед мощный, холодный, по морю к платформе не пробиться. Промежуточные рейсы снабжения — только авиацией.
— Сколько продлилась первая экспедиция на платформе «Северный полюс — 41»?
— Около 20 месяцев, что тоже было не совсем ожидаемо, хотя траектория передвижения полностью соответствовала прогнозам. Мы ориентировались на данные международной полярной экспедиции 2020 года, когда поставленный в дрейф немецкий ледокол Polarstern меньше чем за год преодолел приполярный район и вышел на открытую воду в районе Шпицбергена. Но каждый раз оказывалось, что у стихии свои планы. Мы частично меняли состав СП‑41 трижды: в апреле, в августе и на следующий год в январе.
Рандеву с «Ледоколом знаний»
— Вы возглавляли СП‑41. Как устроен быт полярников, отличаются ли условия на платформе от условий на судах высокого ледового класса?
— Условия примерно такие же, как на современном ледоколе. В каждой каюте — санузел и душевая, стол с компьютером. Ежедневно можно посещать сауну. Конечно, это не сравнить с лагерем на дрейфующей льдине, где полярники жили в щитовом домике с печкой на солярке. Спутниковая сеть «Иридиум» даже в высоких широтах позволяет пользоваться интернетом, электронной почтой. Только телефонные разговоры довольно дорогие: около семи долларов минута. 10 минут в месяц каждому на борту предоставляются бесплатно, все, что сверху, вычитается из зарплаты.
— С судами на Северном морском пути пересекались?
— Коридор Севморпути мы проходим достаточно быстро и забираемся сразу на север. Но с одним судном «Атомфлота» СП‑41 «увиделась». В августе 2023 года возвращалась домой экспедиция «Ледокол знаний». Судоводители атомохода «50 лет Победы» знали, что мы рядом, а школьники, возможно, и не догадывались. Это была приятная встреча, по радио пообщались тепло.

— Как по сравнению с дрейфовавшими на льду экспедициями изменилась программа исследований?
— Расширилась. Скажем, чтобы взять пробы донного грунта с четырехкилометровой глубины, нужно мощное грузоподъемное устройство. На льдине его разместить невозможно, да и энергии столько нет. Ледостойкая платформа — другое дело: у нее мощная электростанция. Когда платформа пришвартована к льдине, усилие на гребные валы не передается, и всю мощность за вычетом необходимой для жизнеобеспечения судна и персонала можно расходовать на интересы науки. Это касается отбора глубинных проб для исследований по океанологии, биологии, геохимии. В сверхтонкие замеры чувствительных к внешнему воздействию физических величин, связанных с морскими течениями, магнитным полем Земли и т. п., массивное судно вносит большую погрешность. Мы эту проблему обходим так: на базовой льдине примерно в полукилометре разбиваем лагерь и уже там разворачиваем наблюдения.
Белые медведи и белые пятна
— Что можете рассказать о научных результатах СП‑41?
— Она была первой после длительного перерыва, проходила на ледостойкой платформе и в определенном смысле стала пилотной миссией, в ходе которой мы прежде всего выясняли возможности судна и особенности исследований на его борту, а также уточняли требования к научным работникам. Ту экспедицию мы комплектовали в основном персоналом с опытом работы на дрейфующих льдинах. Теперь мы все проверили, все знаем и надеемся в ближайшей перспективе расширить сотрудничество с научно-исследовательскими организациями, в том числе зарубежными, заинтересованными в экспериментах в приполярных районах.
По большому счету, Арктика, особенно в высоких широтах, для ученых остается белым пятном. Взять те же ряды метеонаблюдений, нужные для составления прогноза погоды. Любой замер данных в таких труднодоступных районах можно трактовать как маленькое, но открытие. Так что в повышение точности метеопрогнозов и СП‑41, и СП‑42 вклад уже внесли.
— Климат в Арктике действительно меняется? Как считаете, в какой степени это обусловлено влиянием человека?
— Если еще в 1980-х годах наши предшественники не сталкивались с затруднениями при выборе льдины 2,5‑метровой толщины осенью (такая льдина пережила лето, и на ней без особого риска можно размещать станцию), то теперь лед даже метровой толщины — большая редкость. Прогнозы ледовой ситуации на 10–20 лет весьма спекулятивны, пока у нас не хватает данных. Трудно сказать и в какой степени это обусловлено антропогенным фактором. По научной специализации я не эколог, оценить воздействие человека на арктические экосистемы не в состоянии. В ходе СП‑41 в пробах атмосферного воздуха в высоких широтах регистрировали сажу, оксиды углерода — в моменты, когда ветер дул с материка. Насколько это влияние весомо, покажут будущие экспедиции.
— Интересные встречи со зверями, с птицами в приполярных районах были?
— Учет животных обязателен. СП‑41 зарегистрировала несколько десятков белых медведей, тюленей, птиц. Частота этих контактов зависит от географических координат и сезона. Зимой к самому полюсу никто из представителей фауны не подбирается.
Неукоснительно мониторится и оценивается риск контакта с белыми медведями. Все ученые обязательно проходят инструктаж, на лед не спускаются без человека с оружием, который страхует, следит, не приближается ли хищник. Случаи были. Стрелять на поражение ни разу не приходилось — медведи благоразумно ретировались после сигнальной ракеты или гудка судна.
Основные тактико-технические характеристики платформы «Северный полюс»
Длина
Ширина
Водоизмещение
Мощность головного двигателя
Средняя скорость
Прочность корпуса
Автономность по топливу
Срок службы
83,1 м
22,5 м
~ 10 390 т
4,2 МВт
10 узлов
Arc8
~ 2 года
25 лет
Контекст
Контракт на проектирование и строительство ледостойкой платформы Росгидромет и «Адмиралтейские верфи» подписали в 2018 году. Судно спустили на воду в декабре 2020‑го. В первый рейс оно вышло 1 сентября 2022 года, в октябре того же года начала работу научно-исследовательская станция «Северный полюс — 41».
Корпус судна выдерживает сжатие многолетних льдов, что подтвердили модельные эксперименты в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ.