В этом году премию «Человек года «Росатома» впервые вручили в общедивизиональных номинациях «Мастер» и «Строитель», впервые выбрали лучших в дивизионе «Логистика», в частности в номинации «Докер-механизатор». Тренд очевиден: синие воротнички буквально на вес золота. Мы спросили у победителей, как они пришли в профессию и в атомную отрасль.

С бала на корабль

В номинации «Докер-механизатор» первое место занял бригадир Дмитрий Исполатов, сотрудник Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ, см. справку) с 2012 года. До этого работал крановщиком по соседству, на строительстве терминала «Портэнерго» «Сибура», и видел, что в УЛКТ серьезная современная техника. Было интересно ее опробовать, вот и перешел.

Начинал крановщиком на причальных кранах-перегружателях типа STS (ship-to-shore, «судно — ​берег»), на складских козловых кранах, кранах на железнодорожном ходу и проч. С ювелирной точностью переставлял 50‑тонные грузы.

«Сидишь в кабине, несколькими кнопками и рычажками поднимаешь и опускаешь тяжеленные контейнеры — ​очень похоже на компьютерную игру», — ​рассказывает Дмитрий Исполатов.

Знание тонкостей профессии помогает организовать работу бригады. После приемки, с которой начинается каждая смена, Дмитрий Исполатов распределяет обязанности: кто на кран, кто на тягач, кто на погрузчик, кто — сигнальщик (в бригаде почти все универсалы), нередко сам управляется с техникой. За распределением следует инструктаж: нужно убедиться, что все поняли свои задачи.

«Я умею ладить с людьми. Наверное, потому что умею слушать, — ​полагает Дмитрий Исполатов. — ​Прошу всегда говорить, если задача для них невыполнимая или, с их точки зрения, нерациональная. Часто сотрудник предлагает оптимальный вариант, и я соглашаюсь. Одна голова хорошо, а две — ​лучше».

До церемонии награждения наш герой был уверен, что все, кто приехал в Екатеринбург, — ​победители.

«Когда назвали имя занявшего третье место, я удивился. Когда не вызвали на сцену и во второй раз, все понял и начал волноваться: вдруг не туда выйду, не тому человеку руку пожму, — ​вспоминает Дмитрий Исполатов. — ​Пришлось супруге меня успокаивать».

Вернувшись в Усть-Лугу, лауреат сразу отправился на работу. «Не с корабля на бал, а наоборот», — ​шутит он.

За свою жизнь Дмитрий Исполатов освоил не одну профессию: был и командиром отделения пожарной части, и водителем. С УЛКТ уходить не собирается — ​говорит, что нашел свое место: «Каждый человек должен прийти к тому, что приносит ему удовольствие. Для этого нужно многое перепробовать. Всем точно найдется работа по душе — ​в офисе или, как и у меня, в порту».

Смена длится 12 часов, график удобный: две дневные смены, выходной, две ночные и два выходных. Есть время на семью и увлечения. Дмитрий Исполатов с подросткового возраста любит бокс, долго занимался и сам. Сейчас в силу возраста не тренируется, но помогает спортивному клубу — ​возит ребят на соревнования в другие города.

Справка

УЛКТ — ​первый глубоководный контейнерный терминал на Северо-Западе России. Расположен в Кингисеппском районе Ленинградской области. Входит в группу компаний «Дело». Основанный в 1993 году транспортно-логистический холдинг сейчас лидер морской и железнодорожной контейнерной логистики. «Росатом» владеет 49 % «Дела», его основатель, председатель совета директоров Сергей Шишкарев — ​50 %, компания «Р-Альянс» — 1 %.

Мастерство снабжения

Сергей Елизаров, мастер подготовки производства в цехе № 55 Машиностроительного завода (МСЗ) в Электростали, вошел в историю отраслевой программы признания как первый победитель в общедивизиональной номинации «Мастер».

В цехе № 55 изготавливают твэлы, из которых собирают тепловыделяющие сборки для водо-водяных, уранграфитовых и быстрых реакторов.

«Я руковожу коллективом, который обеспечивает подачу всех необходимых производству деталей, материалов и компонентов. Мы должны в плановый срок укомплектовать цех нужным количеством сборных единиц, выполнить все транспортно-логистические операции и организовать документооборот», — ​коротко описывает обязанности Сергей Елизаров.

Мастеру подготовки нужно быть внимательным, ответственным и иметь полное представление обо всем процессе производства. Это позволяет говорить с сотрудниками цеха на одном языке. За почти 40 лет наш герой освоил его на пять с плюсом — ​учился не переставая. Когда-то на МСЗ Сергея Елизарова привела встреча с одноклассниками. «Они рассказывали о своей работе — ​мне стало интересно, захотелось попробовать что-то новое. Я уволился с металлургического завода «Электросталь» и пришел учеником оператора автоматической линии. Переучился на оператора снаряжения твэлов, получил 6‑й разряд и был назначен звеньевым, потом бригадиром участка изготовления твэлов для РБМК и ВВЭР‑1000, исполняющим обязанности мастера. Заинтересовался технологией сварки — ​переучился на сварщика контрольных сварных соединений. Освоил как старые ленинградские автоматы, так и новые немецкие. Снова дошел до 6‑го разряда. По рекомендации руководства в 35 лет поступил в Московский институт стали и сплавов на вечернее отделение и в 2001 году с отличием защитил диплом по теме «Технология сварки твэл», — ​перечисляет Сергей Елизаров. Всесторонне обученному сотруднику предложили подготовку производства, чем он и занимается уже почти четверть века.

Представляя мастера года, ведущие церемонии рассказали, что Сергей Елизаров внедрил и взял на обслуживание два поста входного контроля проверки качества сжатых газов — ​аргона и гелия. До этого операцию выполняли линейные сварщики сборочного цеха, отвлекаясь от основной работы. Сейчас проверкой занимаются сотрудники группы подготовки, что в целом экономит пять смен сварщика в месяц. Кроме того, при росте объема производства почти в 2,5 раза коллектив победителя отлично справляется тем же составом.

«Я человек абсолютно неамбициозный — ​не ищу, где лучше. Мне не нужно выше, я чувствую себя на своем месте. Главное — ​люди рядом со мной, на работе и дома. И хотя идет уже седьмой десяток, мне очень интересно жить», — ​говорит Сергей Елизаров.


1/8

атомных реакторов в мире работают на топливных сборках производства МСЗ

15

стран используют компоненты для реакторов, изготовленные на МСЗ


Из России с «Аленкой»

В новой общедивизиональной номинации «Строитель» лауреатом назвали арматурщика 6‑го разряда треста «РосСЭМ» Сергея Сивака. Профессию он получил в 2011 году и сразу уехал на свою первую стройку — ​Калининградскую АЭС. В 2013-м, после заморозки проекта, Сергея Сивака перевели на Белорусскую АЭС. Там он стал бригадиром и проработал до 2016 года. Затем началась зарубежная часть карьеры: пять лет на АЭС «Руппур» в Бангладеш, с 2022 года — ​на АЭС «Эль-­Дабаа» в Египте.

«Первое время непривычно было, что лето круглый год, сейчас освоился. Стал замечать разницу в менталитете: в Бангладеш строители охотнее учатся, в Египте народ более специфический, своенравный. Но все, кто прошел мою школу, становятся полноценными специалистами», — ​с гордостью говорит Сергей Сивак.

Строителей из СНГ на АЭС «Эль-Дабаа» не больше 20 %, остальные — ​местные. Тех, кто делал арматурные работы, — ​единицы, остальных нужно учить, что и входит в обязанности бригадира. Языковой барьер не мешает, общаются на «техническом».

«За годы в Бангладеш и Египте я начал немного говорить по-английски, что-то на арабском знаю, что-то на пальцах объясняю. В любой момент можно позвать переводчика, но чаще всего понимаем друг друга и так, — ​рассказывает Сергей Сивак. — ​Бывает, обученные люди уходят, но текучка небольшая: стараюсь найти ключ к каждому, мотивировать. Даже если строитель в силу каких-то причин увольняется, всегда благодарит за знания и опыт».

После трех — ​шести месяцев обучения «выпускники» Сергея Сивака умеют работать на всех видах оборудования, которое используют арматурщики, и читать чертежи. Когда инженеры подготовили чертежи и техническую документацию, строители принимают прутки с базы и сортируют по диаметру, марке стали и длине. Далее арматуру режут и нарезают резьбу на станке, чтобы соединить жесткими муфтами. Этот способ точнее и надежнее ручной вязки. Заготовки сгибают согласно чертежам — ​получаются полуфабрикаты ги п-образной формы, хомуты, анкеры, петли. Из них собирают арматурные каркасы и сетки. Используется и ручная вязка, и специальные пистолеты, в некоторых случаях стыки сваривают. Заключительный этап — ​укладка каркаса в опалубку на определенной глубине и контроль шага вязки, точности изгибов, ультразвуковое испытание сварных швов и проч.

Дата вручения премии удачно совпала с графиком Сергея Сивака: четыре с половиной месяца на стройплощадке, два — ​дома, в Советске. «Семья скучает, — ​вздыхает он. — ​Стараемся почаще видеться. В 2023 году жена с сыном прилетали на отдых в Египет, и у нас получилось вместе время провести — ​начальство пошло навстречу».

После объявления победителей в номинации «Строитель» телефон Сергея Сивака не смолкал, звонили из разных уголков мира, от Калининграда до Бангладеш. Родные поздравили первыми. В Екатеринбург они приехать не смогли: сын участвовал в футбольном турнире в Москве, жене не удалось отпроситься с работы.

В командировку бригадир обязательно берет сало, колбасу, конфеты и шоколадки «Аленка» — ​набор с годами не меняется. Местным очень нравится продукция «Красного Октября». «Аленку» в Египте можно даже использовать как мелкую валюту, обменивать на фрукты и оливки.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: