Скорая энергопомощь: фронтовые и тыловые подвиги советских энергетиков

В Музее Победы на Поклонной горе открылась выставка «Дважды победители: свет для жизни». Это первая в истории современной России полноценная экспозиция, посвященная работникам советского топливно-энергетического комплекса, которые сражались с врагом и восстанавливали разрушенное народное хозяйство.

Встречает посетителей движущийся макет поезда — ​«скорой энергопомощи», разработанной в 1942 году для срочного запитывания объектов на освобожденных территориях. В начале 1943‑го на Фрунзенской ТЭЦ (сегодня ТЭЦ‑12 «Мосэнерго») параллельно смонтировали сразу четыре таких состава, первый из которых уже в феврале того же года отправился в Сталинград. На нескольких платформах располагалось все необходимое для выработки электрического тока — ​турбинный и химический цеха, генератор.

Всего за два года в Советском Союзе собрали 19 таких поездов суммарной энергетической мощностью 21 МВт, которые за время службы в тылу выработали 15,5 млн кВт⋅ч электроэнергии. Они обслуживали Ростов-на-­Дону, Харьков, Киев, Севастополь, Воронеж, Орел, Белоруссию и Прибалтику, трудились в Донбассе и Кривбассе. А после войны нашли применение на Чукотке, заменяя или усиливая тамошние стационарные электростанции.

Несколько выставочных страничек посвящены героям-энергетикам. От замерзания они спасали целые областные центры — ​иногда ценой собственной жизни. Четвертый котел Воронежской ТЭЦ‑1 (тогда она называлась ВОГРЭС) — ​ровесник Великой Отечественной войны, впервые его растопили 22 июня 1941 года. Две сотни железнодорожных вагонов с оборудованием и семьями воронежских энергетиков уехали в карагандинскую эвакуацию, но самый молодой источник станции исправно снабжал город электричеством. Под постоянными бомбежками и обстрелами качество поступавшего на станцию угля резко ухудшилось, и в результате из-за вредных примесей 5 января 1942 года мельничный патрубок забился пробкой. Остановить котел — ​значит разморозить станцию, оставив Воронеж без тепла и света. Замначальника котельного цеха Василий Шундиков лично проник в патрубок и пробил пробку. От ожогов и пыли скончался на месте, но город был спасен. А ТЭЦ‑1 пережила оккупацию, была восстановлена, прошла несколько модернизаций и по-прежнему играет важную роль в энергосистеме страны.

Жесточайший дефицит энергии — ​драматическая часть блокады Ленинграда, а некоторые ее странички становятся достоянием широких масс только сейчас. В конце 1941 года единственным работавшим энергообъектом в городе оставалось «сердце Ленинграда» — ​ТЭЦ «Красный Октябрь». Черным днем энергоблокады стало 25 января 1942‑го, когда вырабатывавшихся 3 тыс. кВт хватало на три здания — ​Смольный, военный госпиталь и хлебозавод, а из-за страшного мороза замерзла типографская краска и не вышла газета «Ленинградская правда». Зато весной, когда потеплело, пошли трамваи и ленинградцы встречали их аплодисментами.

Но было понятно: вторая такая зима нанесет по городу на Неве разящий удар. За 48 суток, в основном короткими ленинградскими ночами, под непрерывными артиллерийскими обстрелами по дну Ладожского озера проложили «кабель жизни» — ​пять изготовленных на заводе «Севкабель» ниток общей протяженностью 100 км. Руководила работами по укладке единственная в Советском Союзе и первая в истории женщина — тяжелый водолаз Нина Соколова, хрупкая девушка ростом всего 157 см, не оставившая службу, несмотря на ранение и контузию. В историю блокадного Ленинграда эта линия спасения вошла как «кабель с денежкой»: в осажденном городе не осталось качественной изоляции, поэтому токопроводящие жилы оборачивали бумагой гознаковских лент, первоначально предназначавшейся для печати дензнаков. Спасительные киловатты от Волховской ГЭС Ленинград получил 22 сентября 1942 года. В зиму 1942–1943 годов город входил со светом в квартирах. Но, чтобы стабильно обеспечивать такую мощность в условиях постоянных бомбежек и обрывов линии, прежде еще проложили кабель-дублер вдоль Дороги жизни, в течение 12 дней вморозив в лед замерзшего озера опоры на протяжении 30 км.

Заканчивается выставка рассказом о работе ТЭКа в тылу и разделом «Лица Победы» — ​оцифрованными историями 2497 фронтовиков и тыловиков. Информацией о своих родственниках-энергетиках для наполнения этого раздела поделились и сотрудники «Росатома» — ​в частности, концерна «Росэнергоатом» и «Атомстройэкспорта». Там, к примеру, можно увидеть Игоря Курчатова, лично участвовавшего в размагничивании боевых кораблей Черноморского флота. А пришедший на открытие выставки Станислав Савин — ​внучатый зять первого куратора советского атомного проекта по хозяйственной линии со стороны Совнаркома Михаила Первухина (в конце войны — ​наркома химической промышленности) — ​обнаружил развернутую информацию о своем прославленном родственнике. И не только информацию: записную книжку и парадный китель Михаила Георгиевича, дослужившегося до звания генерал-лейтенанта инженерно-технических войск, в экспозицию представил Музей Мосэнерго и энергетики Москвы.

СПРАВКА

Выставка организована Министерством энергетики совместно с Минкультуры и Минобороны России, Государственным фондом «Защитники Отечества» и Общероссийским общественным движением «Народный фронт». Открыта до конца года. Адрес: Москва, пл. Победы, д.3.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: