РИТМичная работа: началось изготовление реакторов для атомного ледокола «Ленинград»

Производство РИТМ-200 для универсального атомного ледокола «Ленинград» — шестого по счету и пятого серийного судна проекта 22220 — стартовало на «ЗиО-Подольске» 11 марта. Приняв от металлургов поковки, подольские машиностроители через два года отправят на Балтийский завод два реактора.

За десять с небольшим лет с «ЗиО-Подольска» вышли 10 РИТМ-200. Силовые установки из пары таких реакторов работают на ходящих по Севморпути «Арктике», «Сибири» и «Урале». Оснастили ими также «Якутию» (государственный флаг на судне поднят в конце 2024 года) и «Чукотку» (строительство продолжается).

Полная цепочка создания РИТМ, от проектирования до монтажа оборудования, сосредоточена на предприятиях машиностроительного дивизиона. Благодаря тому, что в подольских цехах работают над восемью реакторами и все они в разной степени готовности, можно наблюдать эволюцию поковок в конечные изделия. Среди них и два первых РИТМ-400 — для ледокола «Россия». Это головное судно проекта 10510 «Лидер», заложенное четыре года назад, обеспечит ритмичность проводок в восточном районе акватории Севморпути. Изготовление реакторов, которые в 1,8 раза мощнее предшественников, в завершающей стадии: на одном собирают внутрикорпусные устройства, второй ждет приварки гидрокамер.

Для атомного ледокола «Ленинград» изготовят два реактора РИТМ-200

«Это наш подарок стране к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и к 80-летию отрасли. В этом году сдадим первый комплект РИТМ-400, и он отправится на судостроительный комплекс на Дальнем Востоке», — сообщил гендиректор «ЗиО-Подольска» Антон Лебедев.

На заводе с начала работы с серией РИТМ реакторам дают шутливые имена, рассказал начальник механического производственного подразделения Станислав Рябенко: «Первые реакторы демонстрировали в цехах крутой норов, нам приходилось к ним приспосабливаться. Их мы нарекли Ворчливый и Бурлящий. С реакторами для «Ленинграда» проблем возникнуть не должно — технология отработана, операции известны. Поэтому их нарекли Послушными».

Максим Тюкавкин
Заместитель главы машиностроительного дивизиона «Росатома»

— Для нашего дивизиона изготовление РИТМ-200 стало серийным, поточным. Это еще одно доказательство того, что отечественная промышленность первая во всем. Наши технические решения позволяют двигать вперед науку, промышленность и решать государственные задачи. Уверенный опыт в изготовлении и эксплуатации новейших реакторных установок серии РИТМ — основа достижения целей развития Северного морского пути и продвижения технологий малой ядерной энергетики.

Первая операция механической обработки поковки — глубокое сверление каналов. Из отверстия необходимо сразу же эвакуировать стружку, а от сверла отводить избыточное тепло. Поэтому важная роль в глубоком сверлении отводится смазочно-охлаждающей жидкости, которая еще и защищает внутренние поверхности каналов от коррозии во время последующей обработки.
Механическая обработка обечайки перед сваркой с фланцевой частью. В программу управления карусельным станком заведены две системы координат: декартова и полярная. Это позволяет за один установ детали выполнить все операции, включая фрезеровку и сверление отверстий.
Сварщики наплавляют антикоррозионный слой на гидрокамеры. Фланцевую часть корпуса, с которым эту операцию провели только что, рабочие зачищают для контроля изделия неразрушающими методами.
Обечайка сварена с фланцевой частью, они сформировали верхний полукорпус реактора. Перед интеграцией в целый корпус полукорпус проходит финальную механическую обработку: фреза удаляет с поверхности лишний металл.
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: