«Будь это возможно, я бы привез в подарок снег»: как живут боливийские атомщики в Сибири

В Томском политехническом университете (ТПУ) по ядерной программе учится очередная группа иностранцев — 18 боливийцев. Им предстоит работать на исследовательском реакторе в городе Эль-Альто. Об учебе, гастрономических открытиях и крещенском купании они рассказали «СР».
В 2019 году ТПУ и Государственный специализированный проектный институт (входит в «Росатом») подписали договор о подготовке 100 специалистов для центра ядерных исследований и технологий (ЦЯИТ) — совместного проекта «Росатома» и правительства Боливии.
В Томске отучился персонал многоцелевого центра облучения, лаборатории радиобиологии и радиоэкологии, а также часть команды, которая будет работать на исследовательском реакторе. Теперь настал черед другой части эксплуатационного персонала. Боливийцы прилетели в начале октября прошлого года. Их восьмимесячный курс включает теорию и практику на реакторе ТПУ.
Путь к реактору
Иностранные студенты часто выбирают Томский политех как раз из-за того, что его реактор — единственная в России действующая ядерная исследовательская установка, на которой могут учиться граждане других стран.
«Я окончила университет в Боливии, магистратуру в МИФИ в Москве и потом занималась получением лицензионно-разрешительной документации для некоторых объектов ЦЯИТа. Мне было важно поработать на томском реакторе, потому что он почти такой же, какой строится у нас, только наш будет в 30 раз больше. Я теперь хорошо представляю, какие задачи буду выполнять», — рассказывает Сара Калле Фернандес.
Тут нужно сделать небольшое отступление. В Боливии, да и в Латинской Америке вообще, часто одно имя дает священник при крещении, второе — родители. Преподавателям ТПУ потребовалось время, чтобы запомнить двойные имена новых студентов. Но и фамилии тоже часто двойные — отца и матери. Как у Александра Варгас-Козлова. Но вернемся к повествованию.
«Я впервые в жизни увидел реактор, — говорит Александр Варгас-Козлов. — Меня поразило, как много внимания уделяют вопросам безопасности — и людей, и объекта. Проход на территорию — процесс небыстрый. На входе мы получили защитную одежду и сдали людям в форме телефоны и паспорта. Зато сколько там интересного: реактор, контроллеры, дозиметры. Установка очень мощная. Мы видели, как на животных испытывают новые методики лечения раковых опухолей. Уверен, что профессиональный опыт, полученный в Томске, поможет мне принести пользу на родине. Скорее всего, я стану частью коллектива отдела по контролю ядерной и радиационной безопасности».
У Александра единственного из всей группы русские корни, что понятно по второй части его фамилии. Мама — из России. Бабушка живет в Нижнем Новгороде. Молодой человек хорошо говорит по-русски, разбирается в нашей кухне и вообще чувствует себя в Томске почти как дома. «Я работал в Перу в российской компании, которая автоматизировала буровые машины для горнодобычи, — поясняет Александр Варгас-Козлов. — Поступил в Российский государственный университет нефти и газа, окончил и заинтересовался атомной промышленностью. У нас это молодое направление и очень актуальное. Я хочу вернуться и быть полезным Боливии».
Холодный бонус
Постепенно боливийцы привыкают к сибирской еде и жизненному укладу. Зима оказалась вовсе не пыткой, а настоящим подарком. «Местный климат очень хорош, — считает Сара Калле Фернандес. — Четкое календарное разделение времен года: весной все цветет, летом зеленеет, осенью прекрасные листопады, а лучше всего зима. Много снега, можно кататься на коньках. Еще одна приятная особенность — магазины открыты с раннего утра до позднего вечера, работают в выходные и в праздники».
«Меня поразили церкви. Высокие сводчатые потолки с росписью, стены в иконах, богатая утварь — это очень красиво, — делится впечатлениями Хуан Франсиско Вальдес-Родригес. — На Крещение мы с ребятами из нашей группы окунулись в прорубь. Мы знали, что есть такая традиция. Хотели просто посмотреть, но на всякий случай захватили во что переодеться. Сперва походили вокруг, увидели, как много людей, что есть раздевалки, и тоже решились. Друзьям в Боливии интересно слушать, как я тут живу. Просят привезти сувениры, например матрешки. Я же хочу закупиться черным хлебом и гречкой. Будь это возможно, я бы привез в подарок близким снег».
Боливийцев поселили в университетском общежитии, они много общаются с другими иностранцами. Самые популярные темы — как продвигается изучение русского и где что лучше покупать. Коммуникация с томичами тоже складывается. «Я думала, русские хмурые и закрытые — есть такой стереотип. Но оказалось, они, наоборот, очень сердечные. Некоторые студенты-россияне стали моими близкими друзьями, почти семьей», — говорит Сара Калле Фернандес.
32
сотрудника центра в Эль-Альто уже прошли обучение в ТПУ
Справка
Первый в Боливии (и во всей Южной Америке) ЦЯИТ — самый высокогорный в мире ядерный объект. В него входит исследовательский реактор, многоцелевой центр облучения, лаборатория радиобиологии и радиоэкологии, циклотронный комплекс. Проект реализуется «Росатомом» по заказу Агентства по атомной энергии Боливии (ABEN). До этого в стране никаких разработок и проектов по ядерным технологиям не велось.