Пропуск в будущее
Прошедшая в Екатеринбурге выставка «Иннопром-2018», посвященная технологиям и продуктам будущего, оказалась самой многочисленной за все девять лет существования проекта — и по количеству участников, и по количеству посетителей, ведь всем хочется заглянуть в завтрашний день.
Текст: Мария Хохлова / Фото: Руслан Шамуков, Донат Сорокин
Корпорации России уже давно вышли за рамки традиционного для себя бизнеса, и «Росатом» на пути освоения новых рынков сегодня впереди многих. Собственно, объединенный стенд госкорпорации в этом году и был посвящен новым бизнесам. На гигантском экране крутился интерактивный каталог «Росатома». Участники и посетители выбирали продукт, и на монитор выводилось его описание.
Директор по цифровизации «Росатома» Екатерина Солнцева рассказала, что в интерактивном каталоге было представлено более 30 цифровых продуктов. Среди них система математического моделирования физических процессов «ЛОГОС», система управления жизненным циклом предприятия «Цифровое предприятие», система Multi-D — цифровая платформа поддержки объектов капитального строительства на протяжении всего жизненного цикла, начиная с проектирования и заканчивая сдачей в эксплуатацию.
Композиты, вперед
Соорганизатором сессии «Новые материалы в промышленности» выступила компания «Росатома» Umatex. Гендиректор Александр Тюнин рассказал о ключевых преимуществах композиционных материалов. Это легкость, прочность, высокие эксплуатационные характеристики. Рынок композитов бурно растет: если еще 30 лет назад в мире потреблялось всего 5 тыс. т углеродного волокна, то в прошлом году — уже более 80 тыс. т, а к 2025 году эксперты прогнозируют рост до 160 тыс. т. В России объем рынка углеродного волокна пока порядка 400 т — 0,5% мирового. «Мы ставим себе задачу увеличить его к 2025 году до 3 тыс. т и знаем, как это сделать», — заверил Александр Тюнин.
Расширяется применение композитов в автомобиле- и судостроении. BMW, Lamborghini, Ferrari, Audi и другие производители делают из композитов детали, кузова, элементы дизайна. «Могу сказать с гордостью, что ровно месяц назад наш материал прошел тестирование у одного из крупнейших австрийских производителей автокомпонентов — компании с оборотом 2 млрд долларов. Мы приступили к коммерческим переговорам о поставках», — добавил Александр Тюнин.
Еще один крупный потребитель композитов — ветроэнергетика. Umatex хочет подготовить инвестиционный проект для создания производства лопастей. Компания разработала 51-метровую лопасть уникального дизайна из композитных материалов с углеродным ребром жесткости. Композитными лопастями оснастят установки в ветропарках, строительством которых занимается «Росатом» и другие игроки отечественного рынка ветроэнергетики.
Батарейки для автобуса
«Дочки» УЭХК «Цетротех» и «Экоальянс» на выставке расположились по соседству, оба предприятия — резиденты Новоуральского промышленного кластера, занимаются несколькими направлениями неядерного бизнеса.
Помимо разработки 3D-принтеров (подробнее об этом — в статье «До чего дошел 3D»), НПО «Центротех» выпускает фильтровальную продукцию и литий-ионные аккумуляторы для городского и внутризаводского транспорта. Именно на аккумуляторы был сделан акцент на выставочном стенде. Сначала «Центротех» оснастил литий-ионными накопителями почти 50 единиц подвижного состава напольного транспорта УЭХК. Уже тогда стало ясно, что дело выгодное. Кроме того, стали не нужны зарядные станции — накопителям достаточно розетки.
«Мы развиваем производство аккумуляторов по трем крупным направлениям: для городского транспорта, внутризаводского и для помещений, — рассказывает руководитель программы электротехнической продукции «Центротеха» Александр Фефелов. — Литий-ионные аккумуляторы можно использовать на особо опасном производственном объекте. Они не требуют специального обслуживания, это герметичные аккумуляторы, вредных веществ не выделяют, щелочи в них нет, кислоты нет. Данные по уровню заряда, напряжению выводятся на щит, оператор все видит и контролирует процесс дистанционно. Ресурс наших накопителей — до 10 лет, в отличие от свинцовых, которые работают не дольше двух. К тому же свинец — это зарядные станции, аккумуляторщики, работа с кислотой, вредные условия и дополнительные деньги за страховки».
Объединение заключило контракт с Машиностроительным заводом им. Калинина в Екатеринбурге. В ближайшее время серийные электропогрузчики завод будет выпускать с новоуральскими аккумуляторами. Есть соглашение с компанией «Тролза» – крупнейшим производителем троллейбусов и электробусов. Если опытный образец «Центротеха» понравится заказчику, новая серия транспорта выйдет с его накопителями.
Катализатор для «Кортежа»
«Экоальянс» — единственный российский производитель каталитических систем нейтрализации отработавших газов автомобилей. На предприятии развернут полный технологический цикл, серийно выпускаются нейтрализаторы для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями разной мощности, соответствующих международным стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5, Евро-5+, Евро-6.
«Мы поставляем катализаторы для всех отечественных конвейеров «АвтоВАЗа», «ГАЗа», «ПАЗа», «УАЗа», «КамАЗа», — перечисляет экономист по сбыту «Экоальянса» Алексей Леонтьев. — Идем в ногу с европейским производителем, но при этом у нас и свои разработки. Осваиваем рынок автозапчастей. Сегодня какая практика? Когда катализатор выходит из строя, его выбивают, ставят обманки и потом ездят, загрязняя окружающую среду. Мы начали выпускать запасные катализаторы разных конфигураций. Импортная запчасть может стоить 50 тыс. рублей и дороже, а наша обойдется в 8–10 тыс. и прослужит шесть — семь лет».
Кстати, «Экольянс» поставил каталитические блоки для проекта «Кортеж» — линейки российских автомобилей Aurus представительского класса. На одном из таких лимузинов в этом году приехал на инаугурацию президент России Владимир Путин.
Ниобий из Удмуртии
Чепецкий механический завод представил свою продукцию в составе объединенной экспозиции предприятий Удмуртии. Презентовал материалы нового поколения под брендом HighMet: цирконий, металлический кальций, титан, ниобий, тантал, гафний, а также композиты. Они востребованы в машино-, авиа-, судостроении, атомной энергетике, химической, нефтегазовой отрасли и медицине. На ЧМЗ тоже полный цикл производства: от шихтовки и выплавки слитка до получения слитков, прутков, поковок, труб, сварочной и пружинной проволоки.