Скрытая жизнь большого офиса: как устроено новое здание «Росатома» в Москве

В «Росатом 2.0» первые сотрудники переехали полтора года назад. Для входа в здание не нужен пропуск: своих умный офис знает в лицо. Он же помогает настроить микроклимат и освещение, бронировать переговорные и многое другое. Все это — ​разработка компании «Росатом Инфраструктурные решения» (РИР). Специально для «СР» директор проектного офиса РИР Валентин Чубаров провел экскурсию.

Всегда хороший климат

Офисное здание в Китайгородском проезде в Москве госкорпорация приобрела в 2021 году. Снаружи оно добротное, солидное, но назвать высокотехнологичной постройку 1956 года язык не повернется — ​до тех пор, пока не зайдешь внутрь. Там холл в стиле хай-тек и пропускная система с распознаванием лиц. Сотрудникам пропуск не нужен, посетителей фотографируют для разового пропуска.

Мы в блоке «Д». Экскурсию по умному офису начинаем с третьего этажа. Вместо кабинетной планировки здесь опенспейсы в спокойных серо-фиолетовых тонах и комнаты для переговоров и отдыха за стеклянными перегородками. Но главное — ​интеллектуальная система управления инженерной инфраструктурой. Кабели и аппаратура спрятаны за светлыми потолочными панелями. Снаружи — ​только датчики движения, освещенности, газоанализаторы. Система управляет светом, отоплением, вентиляцией, кондиционерами — ​одним словом, обеспечивает благоприятную среду. Это не только удобно, но и сокращает затраты на эксплуатацию.

«Когда «Росатом» приобрел здание, еще не закончилась пандемия и никто не знал, когда сотрудники вернутся с удаленки, — ​рассказывает Валентин Чубаров. — ​А если так, зачем тратить ресурсы на поддержание комфортных условий?»

Над каждой группой столов (в два ряда по пять) расположена овальная панель. Она прикрывает кондиционеры и вентиляционные диффузоры, на поверхность выведены лампы. Это отдаленно напоминает системы индивидуального освещения и вентиляции в салоне самолета. Сотрудники выбирают параметры климат-контроля на маленьких панелях на стене. Системы действуют согласно настройкам пользователя: если он выставил на кондиционере 23 °C, а в помещении много людей и температура растет, то вентиляторы прокачивают больше воздуха и отводят лишнее тепло.

Удобное электронное расписание Корпоративной академии со схемой аудиторий

На втором этаже все устроено так же. А на первом находится Корпоративная академия «Росатома» — ​всегда много людей, идет работа в группах: лекции, семинары, мозговые штурмы. Здесь не опенспейсы, а аудитории на пару десятков мест. Микроклимат тоже корректируется, но приоритет у системных настроек: заданные пользователем параметры далеко не всегда дают возможность обеспечить комфортные условия для работы больших групп, система регулирует почти все сама. В помещениях академии, кстати, заметно прохладнее, чем в опенспейсах.

Чтобы «мозг» не закипал

Здесь же, на первом этаже, — ​серверная умного офиса. Данные передаются по изолированной локальной сети, внешнее вмешательство исключено. Управлять инженерными сетями можно, только имея допуск и подтверждение как в системе, так и у специалистов по информационной безопасности «Росатома».

В диспетчерском пункте данные визуализируются. Инженеры-диспетчеры, которые управляют всей системой, видят на экранах цифровые параметры помещений и информацию об инцидентах. Диспетчер может переключиться на видеокамеру — ​посмотреть, из-за чего меняются параметры, и принять решение, как действовать. 85 % операций система выполняет самостоятельно: включает вентиляторы и кондиционеры, если растут температура и уровень углекислого газа в помещениях, включает свет, когда приходят люди, и выключает, когда уходят (через определенное время, это тоже заложено в системе), понижает температуру на ночь, отключает воду при протечках, а главное — ​сигнализирует о неполадках. Тут на помощь приходит человек. Благодаря всевозможным датчикам и анализаторам инженеры-диспетчеры точно знают, что и где именно случилось, поэтому все быстро исправляют. Пользователи могут даже не заметить, что что‑то ломалось, а двое инженеров-диспетчеров спокойно справляются с текущим обслуживанием.

Под потолком проходят кабели, воздуховоды и прочая инженерная начинка
Коммунальный экшен

Оснащал офис инженерными и интеллектуальными системами РИР. Проектировали «сверху вниз»: сначала определили функционал всех систем, потом под них подбирали оборудование. Нередко, особенно если объект действующий, проектируют «снизу вверх» — ​тогда систему управления приходится подгонять под возможности устройств.

Для легкой настройки под любые задачи и параметры проектировщиков всех инженерных подсистем попросили предусмотреть, чтобы железо распознавало и реагировало на управляющие сигналы. Кроме того, проектируя «сверху вниз», вовремя обнаружили, что надо больше воздуховодов, а вместо серверов на каждом этаже можно использовать куда менее дорогие контроллеры. Сэкономили заказчику около 30 % капитальных затрат на систему диспетчеризации и управления объектом.

С оборудованием было отдельное приключение: после февраля 2022 года в проект пришлось вносить правки и заново заказывать аппаратуру. Ситуация, как рассказал Валентин Чубаров, сложилась почти курьезная: РИР обращался на те же фабрики, куда планировали обратиться ушедшие из России поставщики. Но аппаратура оказалась менее «умной», чем требовалось: не было софта для хранения, обработки, архивирования и резервирования данных, не совпадали сетевые протоколы. Пришлось РИР писать свои протоколы и прочую интеллектуальную начинку, чтобы железо правильно реагировало на сигналы системы управления.

Несмотря на все сложности, срок выполнения работы вырос всего на пару месяцев. Зато умный офис сделан на отечественных решениях и отчасти решениях дружественных стран. Сотрудники въехали в новое здание в августе 2023 года. Вентиляция и кондиционеры поначалу плохо справлялись с нагрузкой, люди жаловались на жару и нехватку свежего воздуха — ​инженеры РИР скорректировали настройки холодильных и приточно-вытяжных машин.

«Надо, чтобы люди работали в комфортных условиях, а не сидели с больной головой, мучаясь от духоты», — ​говорит Валентин Чубаров.

Итог всем понравился. «Мы, работая над проектом, консультировались с коллегами из «Яндекса» и «Сбера», которые тоже создают у себя умный офис, были у них в гостях. Потом пригласили к себе. И они ходили и отмечали, как «Росатом» позаботился о людях, какие удобные и креативные офисы», — ​говорит Валентин Чубаров.

Лестничные пролеты похожи на декорации фантастических фильмов
Четыре выгоды

Умный офис экономит ресурсы — ​это первая выгода. Когда людей в помещении нет, освещение, вентиляция и кондиционирование сведены к минимуму, электроэнергия расходуется гораздо меньше. За счет снижения затрат на коммунальные услуги инвестиции в умный офис быстрее окупаются, растет чистая прибыль от сдачи помещений в аренду. РИР подсчитал, что с умным офисом эксплуатация обходится на 12 % дешевле.

Вторая выгода — ​экономия за счет оперативности ремонта. Система моментально сигнализирует о проблемах, дежурные быстро проверяют, что не так, исправляют оборудование или даже предотвращают аварию. Например, насос греется — ​датчик температуры срабатывает — ​инженер-диспетчер меняет дефектную деталь. Перегоревший насос нужно было бы ремонтировать в сервисе, это не час и не день. В целом система контролирует выполнение плановых и ремонтных работ и все нарушения и аварии.

Третья выгода — ​сокращение потребности в дефицитном персонале. Для эксплуатации большого здания достаточно дежурных инженеров, специализированный сервис привлекают только для плановых ремонтов и обслуживания оборудования.

Четвертая выгода — ​цифровая история эксплуатации. Она нужна руководителям и собственникам для оценки качества обслуживания объекта и принятия управленческих решений.

От «Д» к «А»

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев подписал приказ о реконструкции четырех остальных блоков здания («А» — «​Г»). Работы предполагается завершить в 2027 году. В них используют апробированные в блоке «Д» технические решения, поэтому дело пойдет гораздо быстрее.

Во второй очереди в софт умного офиса добавят учет материалов при ремонте и функцию, увязывающую их расход с закупками. По прогнозу, синхронизация графика закупок с потребностями в запчастях увеличит эффективность эксплуатации объекта на 5–10 %.

Благодаря раздельному учету потребления электроэнергии, воды и тепла арендаторы будут оплачивать коммунальные услуги самостоятельно. Таким образом, у собственника увеличится прибыль от сдачи помещений, а арендаторы, видя потребление, смогут оптимизировать его (и сократить сумму в счетах).

А у «Росатома» появится новая компетенция — ​проектирование и оснащение современных объектов. «Мы не повторили чей‑то опыт — ​мы создали уникальное решение для цифровой эксплуатации гражданских и промышленных объектов», — ​отмечает Валентин Чубаров. Типовые решения используются в проектах цифровой трансформации ЖКХ в нескольких регионах.

РИР уже консультирует другие организации — ​рассказывает, как информационные технологии помогают управляться с большими инфраструктурными объектами меньшему количеству людей. Это важно, потому что в сфере ЖКХ людей катастрофически не хватает.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: