Успеть за шесть лет: о чем говорили на очередном «Дне безопасности»
Форум-диалог «День безопасности атомной энергетики и промышленности» проходит седьмой год подряд. На этот раз топ-менеджеры, гендиректора предприятий, главы профильных подразделений и линейные руководители «Росатома» собрались в нижегородской Академии «Маяк» им. Сахарова. Основной вывод из разговора: устойчивый нулевой травматизм достижим. Путь будет непрост, но пройти его надо за ближайшие шесть лет.
Удержаться от падений
Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности (общепринятый показатель травмозащищенности) в «Росатоме» по сравнению с крупнейшими российскими компаниями самый низкий: 0,06 против 0,09 у РЖД, 0,16 у «Россетей» и 0,92 у «Роснефти». Тяжелый и смертельный травматизм на производстве стабильно не превышает нескольких случаев в год: за девять месяцев 2024 года — восемь и один соответственно, за 2023 год — 12 и шесть. В генеральной инспекции «Росатома» проанализировали основные факторы тяжелого и смертельного травматизма за пять лет: три из каждых четырех случаев — падение человека на производстве (чаще всего с высоты), воздействие движущихся и разлетающихся предметов или падение поражающего предмета.
«СР» рассказывала о трагедии на «ЗиО-Подольске»: 1 марта этого года на шиномонтаже сотрудника насмерть поразили обломки разлетевшегося механизма стопорного кольца взорвавшейся автомобильной шины. В отрасли по каждому такому случаю запускают направленный на снижение рисков повторения ситуации механизм. Глава машиностроительного дивизиона Игорь Котов рассказал, что во всем контуре госкорпорации грузовики с подобными шинами почти перестали использовать. Там же, где по производственной необходимости они пока есть, все шиномонтажные работы проводят подрядные организации у себя в специально оборудованных помещениях.
Ни шагу без брелка
Аварий на опасных производственных объектах в «Росатоме» не было. Инциденты на промплощадках случаются, но нечасто: за три квартала этого года всего четыре. Как напомнил генеральный инспектор Сергей Адамчик, после нескольких прошлогодних эпизодов, самым резонансным из которых был взрыв емкости с гексафторидом урана на Уральском электрохимическом комбинате, гендиректор «Росатома» распорядился выявить все объекты с выработавшими эксплуатационный ресурс устройствами и принять меры.
Меры приняты: топливная компания полностью поменяла технологию вскрытия емкостей с гексафторидом урана после длительного хранения. Теперь пробки дистанционно высверливают. На системном уровне в дивизионе в 2025 году в пилотном режиме запустят систему интеллектуального видеонаблюдения, она будет регистрировать отклонения от производственной инструкции и тут же ставить в известность профильные службы.
Игорь Котов подробно рассказал о любопытной инновации, запущенной на «Атоммаше» и готовой к тиражированию на весь машиностроительный дивизион. Называется она системой точного позиционирования производственного персонала. Суть в следующем: сотрудник получает привязанную к служебному пропуску метку-брелок, автоматика постоянно ее отслеживает: если человек находится в зоне повышенного риска без служебной необходимости, раздается громкий предупредительный сигнал, и работа опасного оборудования тут же блокируется. Единственное неудобство — метки между сменами надо заряжать, но еще один барьер безопасности того стоит.
Заглянуть в 2030‑й
По отраслевым планам, через шесть лет «Росатому» предстоит выйти на устойчиво нулевой смертельный травматизм, а долю предприятий и организаций без производственного травматизма поднять с нынешних 93 до 97 %. В некоторых дивизионах высокая планка уже взята. Так, в прошлом году на российских АЭС ни один человек от производственных травм не погиб. Но общую динамику участники форума в экспресс-опросе оценили сдержанно: 4,2 по семибалльной шкале — то есть сдвиги к лучшему есть, но заметны едва-едва. Так же было и в прошлом году.
Нулевой смертельный травматизм через шесть лет аудитория дополнила не менее амбициозной задачей — полное отсутствие тяжелых травм к 2035 году. Заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева перечислила меры, которые помогут достичь этого: улучшение условий труда (состояние оборудования, обеспечение средствами индивидуальной защиты, инструментами и проч.), работа с физическим и ментальным здоровьем сотрудников (программы профилактики стресса и выгорания, развитие промышленной медицины), усиление движения лидеров безопасности на всех уровнях — от гендиректоров до рабочих, связь с городскими сообществами.
Участники форума сформулировали целый свод предложений по каждому из этих направлений: вывод из эксплуатации неисправного оборудования, регулярная диспансеризация всех работников, модернизация защитных систем, замена людей роботами на участках тяжелого ручного труда, мероприятия по безопасности для школьников в атомных городах и проч. А главное — неравнодушие к вопросам безопасности. Если наплевательски относиться к собственной жизни, не поможет даже самая продвинутая автоматика и ежедневные инструктажи.
Алексей Лихачев
Гендиректор «Росатома»
— К нам приходит новое поколение атомщиков. Ключевые ценности молодежи — личное пространство, безопасность труда и информационная безопасность, надежность. Чтобы привлекать лучших, нужно соответствовать их ожиданиям. Мы должны осмысленно обеспечить новое качество безопасности к 2030 году — нулевой смертельный травматизм. Давайте не будем бояться таких амбициозных задач и смотреть на работу с безопасностью чуть шире привычного: включать в повестку безопасность в городах, здравоохранение, активное долголетие наших людей и их ментальное здоровье.