Работы слева по борту: Владимир Толкацкий — о ходе уникального ремонта на ПАТЭС

На плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) продолжается большой ремонт — идет восстановление ресурсных характеристик парогенераторов реакторной установки КЛТ-40С левого борта одновременно с перезагрузкой ядерного топлива. О ходе уникальных работ рассказал заместитель главного инженера по ремонту ПАТЭС Владимир Толкацкий.

Сроки

На ремонт отведено 120 суток: с 28 июня по 28 октября. Все идет по графику (разговор состоялся в начале августа. — «СР»). Особенность проводимой кампании — в строгой синхронизации работ всех участвующих в ней служб, за время выгрузки топлива из активной зоны реактора левого борта надо успеть завершить замену выемных устройств (ВУ) парогенераторов. Новые ВУ и свежие топливные сборки прибыли в Певек на судне «Архангельск», на нем же на материк вывезут замененное оборудование. Судно находится здесь всего две недели, за это время надо успеть все сделать. Выгрузка активной зоны завершилась 18 июля, после чего началась подготовка к замене ВУ и нанесение защитного покрытия на лопатки турбин 12-й и 13-й ступеней для профилактики дальнейшей деградации металла. Подобные манипуляции с турбиной выполняются впервые, проводят их специалисты «Атомэнергоремонта».

Участники

Большей частью нам помогают коллеги из «Атомэнергоремонта», однако, поскольку работы уникальные, задействованы также сотрудники генпроектировщика реакторной установки — ОКБМ им. Африкантова и Калужского турбинного завода. Кроме того, инжиниринговый центр «Рускран» выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных механизмов, «Пролог» занимается непосредственно вырезкой и сваркой ВУ, Научно-исследовательский технологический институт «Прогресс» осуществляет авторский надзор работы сварочного автомата «Прогресс-12», которым выполняют работы по приварке ВУ к корпусу парогенераторов. Общее количество прикомандированных специалистов — порядка 140 человек. При этом отмечу, что работники ПАТЭС и «Атомэнергоремонта» проходили специальную подготовку по выгрузке и загрузке активной зоны реактора в нашем учебно-тренировочном центре в Санкт-Петербурге.

Перегрузка топлива

19 июля сухогруз «Архангельск» со свежим топливом и новыми ВУ на борту вышел из Мурманска и 30 июля пришвартовался к борту ПАТЭС. Далее началась перегрузка топливных сборок с судна в специальное бортовое хранилище станции. Впервые такую операцию проводили в прошлом году, когда шел ремонт реактора правого борта. В хранилище топливо будет ждать окончания работ по замене ВУ, после чего его загрузят в активную зону реактора. Отработавшее ядерное топливо к этому моменту будет находиться в бассейне выдержки на борту плавучей станции.

Перегрузка топливных сборок с судна в специальное бортовое хранилище
Новые станки

В ходе данной кампании мы произведем замену ВУ сразу трех парогенераторов. Два этих выемных устройства вырезаны с судна «Урал» специалистами кольского филиала «Атомэнергоремонта». По своему ресурсу они практически новые, такие же мы использовали при ремонте правого борта, и они себя хорошо зарекомендовали. Одно ВУ — новое, его изготовили на Балтийском заводе. На сегодняшний день дополнительно к имеющимся компания «Пролог» изготовила два новых станка для вырезки ВУ парогенератора. Ребята в 2023 году тоже нам помогли, самостоятельно мы бы эти работы выполнить не смогли. Применение двух дополнительных станков сократит сроки ремонтной кампании.

Ремонт на плаву

Обычно на судах такие работы проводят в сухих доках. Нам это недоступно, поэтому мы ремонт проводим на плаву, при работающей реакторной установке соседнего борта. Одновременно выдаем электрическую мощность и отапливаем Певек, с нас этих обязательств никто не снимал. На сегодняшний день ПАТЭС выдает мощность согласно диспетчерскому графику и графику несения тепловой нагрузки. Проведение ремонта не создает никаких помех.

По плану мы должны закончить ремонт 28 октября, эта дата стоит в утвержденном графике. Но у нас есть встречный план, который поддерживает концерн, — закончить все работы минимум на неделю раньше.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: