Грузам — ​поток: участники российского логистического рынка хотят нарастить свою долю в международной торговле

Традиционно логистика — одна из ключевых тем Восточного экономического форума. ВЭФ‑2024 не стал исключением. С участием «Росатома» на форуме обсуждали стратегические перспективы Северного морского пути (СМП), планирование северного завоза и глобальные грузоперевозки.

Магистральный курс

Сессию «Северный морской путь и его логистические возможности» начали с «взвешивания» СМП: 36,2 млн т (итог прошлого года) — ​это много или мало? Вроде бы мало: всего 3–4 % от мирового объема. Но это уже вшестеро больше советского рекорда. Вопрос в том, перейдет ли количество в качество и сможет ли СМП стать глобальной транспортной магистралью.

Советник президента России Игорь Левитин был безапелляционен: «Он по всем параметрам будет конкурентом другим маршрутам». Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев тоже в этом уверен. Во-первых, потому, что СМП и Арктика — ​это территория стратегических интересов России. «А кто не будет развивать свою территорию, столкнется с тем, что ее будет развивать другое государство», — ​перефразировал Алексей Лихачев известный афоризм Бонапарта. Во-вторых, потому, что вряд ли когда‑то прекратится товарооборот между Европой и Азией. Напротив, он будет развиваться, а СМП — ​кратчайший путь между ними.

Огромное количество санкций, наложенных на арктические проекты и их владельцев, транспортные и страховые компании, никого не остановит, уверен глава «Росатома». «Думать, что мы скажем: «Извините, виноваты, ошиблись, больше не будем развивать СМП», — ​даже картину такую мы себе представить не можем, — ​подчеркнул Алексей Лихачев. — ​Наоборот, мы будем искать еще большее количество возможностей, чтобы развивать эту территорию».

Международный интерес

Председатель китайского перевозчика Newnew Shipping Line Фан Юсинь поделилась опытом работы c «Росатомом». В 2022 году перевозки по СМП были в новинку для компании, но команда чувствовала доверие к «Росатому» и была уверена в успехе. А потом все завертелось: в 2023 году компания купила суда, обучила команды и провела первые семь рейсов. В этом году их уже 15.

Индия тоже заинтересована в СМП. «Наше правительство берет на себя обязательства участвовать в развитии проектов, которые бы обеспечили сохранение окружающей среды в Арктике. Таяние арктических льдов открывает новые возможности для исследования минеральных запасов. Мы высоко оцениваем усилия, направленные на развитие Северного морского пути, который будет играть значительную роль в XXI веке. Индийские грузы — ​порядка 5 млн т в год — ​будут частично направлены по этому маршруту», — ​заявил военно-морской атташе посольства Индии в России Бриджиндер С. Содхи. Он также предложил дополнить СМП маршрутом Владивосток — ​Ченнаи (город на юго-востоке Индии).

Научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики японского Фонда мира Сасакавы Сакико Хатайя обратила внимание на большой, до 40 %, выигрыш во времени доставок через СМП и на его безопасность (отсутствие пиратов и военных рисков). По словам Сакико Хатайи, чтобы частный японский бизнес мог принимать информированные решения, правительство страны должно принимать решения эффективные. Для этого в 2014 году японское правительство создало совет по взаимодействию промышленных и научных кругов с госорганами по эксплуатации СМП. Япония, особенно Хоккайдо, может стать хабом для грузов, идущих по СМП, — ​намекнула Сакико Хатайя. Намек Игорю Левитину не понравился: «Вот этого мы не должны допустить», — ​заявил он уже на другой сессии.

Особенности финансирования

Превратить СМП в глобальную транспортную артерию непросто, много предстоит сделать, чтобы этот маршрут стал не только безопасным, но и комфортным. Нужен баланс между инвестициями в развитие в условиях высоких банковских ставок, доходностью компаний «Росатома» и необходимостью сокращать затраты пользователей СМП.

Игорь Левитин отметил, что в будущем необходимо вернуться к идее «тариф как на Транссибе»: «СМП состоится только тогда, когда ледокольная проводка станет инфраструктурой». «Колем лед дорого», — ​пошутил ведущий. «Дешево хорошо не бывает», — ​парировал Алексей ­Лихачев.

Глава «Росатома» признал, что, с одной стороны, госкорпорация, вкладывающая деньги в строительство ледоколов, должна эти суммы вернуть. С другой — переложить все затраты на грузоотправителей было бы для них неподъемной ношей. «Финансовая модель Большого СМП нуждается в дальнейшем обсуждении. У нас нет консенсуса, как нам работать в 2030–2040 годы», — ​заявил Алексей Лихачев. «Если люди из Кремля вместе с нами, мы точно с этой задачей справимся», — ​подытожил он, глядя на Игоря Левитина.

Северный завоз и каботажные рейсы

Объем северного завоза составляет порядка 4 млн т в год. В номенклатуру добавлены лекарства, расширены продовольственная, непродовольственная и топливная группы. В этом году, по данным на 31 августа, завезено уже около 3 млн т грузов (это 73 % от плана), из них 2,5 млн т — ​грузы первой необходимости, 0,5 млн т — ​грузы для реализации инвестиционных проектов.

До конца года должно быть принято решение о разработке федеральной геоинформационной системы, где участники смогут получить любую услугу по северному завозу. Одна из ключевых задач — ​отслеживать время заключения и исполнения контрактов.

«Росатом», взявший на себя функцию единого морского оператора, в 2025 году в пилотном проекте выполнит поставки на Чукотку, которая формирует 30 % северного завоза. Как заявил губернатор Чукотки Владислав Кузнецов, госкорпорация, давно знакомый для региона контрагент, сможет решать задачу не только привоза грузов, но и выгрузки на необорудованный берег и развозку по рекам. Правда, как будут выполняться последние две опции, понимания пока нет.

По итогам пилотного проекта станут понятны различные параметры работы единого морского оператора. Также прояснятся условия работы на 2026 год, когда он будет обеспечивать северный завоз для всех регионов. Заинтересованность у них, как отметил спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, высокая.

Поиск новых рынков

Председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев призвал активнее продлевать логистические цепочки и как можно скорее заходить в другие страны и создавать там совместные предприятия, строить ассигнационные склады. По мнению Сергея Шишкарева, сеть опорных хабов в дружественных странах — ​ключ к контролю международных логистических цепочек. «Давайте быстрее искать эти рынки сбыта, приходить туда и завоевывать то пространство, которое нам по праву принадлежит», — ​заявил он. По оценкам Сергея Шишкарева, если бы российские компании сохранили свою 5 %-ю долю в мировой торговле, их доходы могли бы составить 7 трлн руб­лей, а чистая прибыль — ​2 трлн. Помочь в работе может правительство, которое впервые выстраивает с компаниями живой диалог. «Взявшись за руки, мы обязательно завоюем эти рынки», — ​выразил уверенность Сергей Шишкарев.

Идею самим возить российские грузы по всему миру поддержал и Игорь Левитин. Один из приоритетов для России, по его мнению, — ​это создание в логистике лидера мирового уровня, который будет зарабатывать на фрахте и в других портах. Таковым может стать не только транспортная группа FESCO (организатор сессии), но и любая другая российская компания. И возможно, их имеет смысл объединить.

Выполнить планы российских логистических компаний, считает гендиректор «Дела» Екатерина Ляхова, помогут собственный крупнотоннажный флот, глубоководные порты, эффективные цифровые инструменты и сервисы. Ну и конечно, бесперебойность финансовых расчетов. Последнее сейчас самое важное.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: