Олимпиада как социальный лифт: почему работодатели не хотят быть аниматорами

Среди организаторов Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» довольно много крупнейших отечественных компаний. Ее руководитель Валерия Касамара объясняет, в чем интерес «Росатома», «Яндекса», «Сбера» и других генеральных партнеров, чего недостает «поколению ЕГЭ» и почему работодатели не хотят быть аниматорами.

— «Я — профессионал» на протяжении семи лет — единственная всероссийская олимпиада студентов. В прошлом году у вас было 73 направления, а как все начиналось?

— Наша олимпиада появилась и как логическое продолжение школьных олимпиад, и как ответ на запрос работодателей: они отмечали разрыв между образовательными программами и актуальными потребностями индустрии. Мы выстроили не просто мост между вузами и компаниями, но и колоссальное сообщество.

«Я — профессионал» не подменяет другие образовательные треки. На отборочном этапе мы проверяем как раз теоретические знания в пределах обычной вузовской программы. А задания финального этапа составляются с участием представителей отраслей — чтобы молодые люди понимали, чего от них ждут потенциальные работодатели, и протестировали себя на предмет недостающих знаний и навыков. Поэтому наша олимпиада стала еще и эффективным профориентационным мероприятием.

— Можете привести примеры?

— Их много. Мы подсчитали: около 6 тыс. наших участников нашли работу в «Яндексе» — хотя повсеместно говорят, что айтишники из России уезжают. Наше многолетнее взаимодействие с «Росатомом», который поддерживает несколько направлений олимпиады, а в пяти из них имеет статус генерального партнера, позволяет напрямую вывести участников на предприятия госкорпорации — одного из лучших работодателей в стране.

Колоссальная востребованность у мероприятий в рамках «Я — профессионал», которые поначалу восприни мались как вспомогательные. Например, образовательные форумы — участники общаются с экспертами, опытными специалистами, друг с другом. Или техтур на Белоярскую АЭС — где еще студентам представится такая возможность?

— Семь лет — серьезный срок. Изменились ли за это время студенты-технари?

— Сильно развилась отрасль информационных технологий (ИТ.— «СР»). Это продемонстрировало эффективность предпринимаемых государством мер. Сейчас особое внимание уделяется и инженерным направлениям, и физико-математическим, и химико-биологическим. Мы видим интерес к ним со стороны ребят — позитивный сигнал. При целенаправленных усилиях скоро физики, инженеры, молодые ученые будут новыми ориентирами молодежи, не меньше, чем ИТ-специалисты. Около половины опрошенных нами студентов привлекает сфера науки, образования, медицины.

— Всероссийская олимпиада школьников или ЕГЭ — кто кого, по вашему ощущению?

— Мне кажется, вы зря сравниваете образование, дающее «жесткие» навыки (от англ. hard skills, профессиональные, технические навыки. — «СР»), с олимпиадами, где, как правило, ценятся навыки мыслить творчески, нестандартно.

ЕГЭ доказал свою эффективность — предоставил возможность выпускникам из глубинки наравне с остальными претендовать на поступление в вузы. Содержание этого инструмента надо дорабатывать, и его дорабатывают. Я вижу в ЕГЭ следующую проблему. Два года школьник как машина готовится к экзаменам, фактически лишая себя полноценной жизни. Некоторые работодатели жалуются на отсутствие у выпускников вузов креативности. А те привыкли к рамкам. Это негативная черта «поколения ЕГЭ», ожидающего заданий с четкой формулировкой и строгими критериями оценки.

«Всерос» не для всех. На нем ценятся выносливость и мотивация. Участников олимпиада привлекает не столько призами, сколько возможностью побыть в среде равных. Сын моей хорошей знакомой не прошел отбор в команду своего региона на финал «Всероса» и расстроился не из-за того, что исчез шанс на призы, а из-за того, что не попадет на сборы.

— Олимпионики прекрасно справляются с задачами со звездочкой и находят неординарные решения. Но рабочие будни в массе своей состоят из тривиальных дел. Чем здесь полезен олимпиадный опыт?

— Это разные навыки. Я наблюдаю много молодых людей, у которых благодаря олимпиадным победам раздуто эго и которые ожидают, что в повседневности им позволят феерить и будут хвалить за все содеянное. От подобной «дофаминовой зависимости» у них фактически начинается ломка — за рутину хвалить не принято. Работодатели иногда спрашивают: «Что делать с такими сотрудниками? Ведь мы не аниматоры, мы решаем серьезные, иногда скучноватые задачи».

— Вам не кажется, что предметных олимпиад стало слишком много? В советскую эпоху столько внимания и сил они не требовали.

— Времена меняются. Сегодня состязательность в обществе весит намного больше. Поколенческую проблему секвестр олимпиад не решит. Ее корни намного глубже, да и другой молодежи в России нет — кого воспитали, те и выросли. Кадровый голод достиг такого уровня, что одной лишь старой гвардией его не утолить. В некоторых отраслях, например в машиностроении, авиапроме, межпоколенческий разрыв приблизился к опасной, едва ли не критической черте. Выпускники 1990-х и 2000-х работать туда не пришли, и сейчас убеленные сединами ветераны срочно должны передать опыт совсем зеленым юнцам. Как правило, на таких предприятиях фантастически дружелюбная атмосфера, большое желание делиться знаниями и весьма скромные стартовые зарплаты, совершенно не конкурентоспособные по сравнению с бизнес-структурами. Задача — сделать так, чтобы молодежь туда доходила. И появляются точечные позитивные примеры. Силами только олимпиады, даже такой как «Я — профессионал», проблема не решается, но в комплексе — точно получится.

ПОРТРЕТ

Валерия Касамара — эксперт в сфере образования, автор свыше полусотни научных публикаций. Опыт в управлении образованием — около 20 лет. С 2017 года руководит олимпиадой «Я — профессионал», участниками которой за это время стали 1,2 млн студентов.

«Я — ПРОФЕССИОНАЛ»

Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования. Дипломанты олимпиады могут воспользоваться льготами при поступлении в магистратуру или аспирантуру и пройти стажировку в крупной профильной компании, медалисты также получают от 100 до 300 тыс. рублей. Следующий сезон стартует осенью. Подробности и регистрация — на yandex.ru/profi.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: