Тяжеловес взят: как готовят к утилизации парогенераторы Балаковской АЭС

Три отработавших парогенератора Балаковской АЭС типа ПГВ-1000М в начале июля отправились в Мурманскую область на переработку. После нее значительную часть металла можно будет повторно использовать в промышленном производстве. В атомной отрасли такая операция с крупногабаритным оборудованием проводится впервые. Она отвечает всем требованиям экологической безопасности и станет новой компетенцией «Росатома».

Парогенератор весит более 300 т, это стало ключевой проблемой уникального проекта. Вопросов было много: как извлечь тяжеловесное оборудование из хранилища, на чем его транспортировать, выдержит ли причал? Поэтому готовиться к проведению операции начали еще пять лет назад, в 2019 году. За это время был разработан комплекс конструкторских программ и решений по извлечению сверхгабаритного металлического оборудования, подготовлен пакет организационной документации по его оснастке и транспортированию, переработке и утилизации.

Вышедшие из эксплуатации парогенераторы почти 30 лет находились в специальном хранилище. Сразу после демонтажа они прошли полную дезактивацию внутри и снаружи. В коллекторы первого контура засыпали свинцовую дробь — биологическую защиту. Затем все коллекторы заглушили и заварили, после чего на парогенераторы нанесли защитное лакокрасочное покрытие. В таком виде они и содержались в хранилище.

На площадке Балаковской АЭС работы по проекту стартовали в 2020 году. На начальном этапе его участники провели радиационное обследование каждого парогенератора, проверили и подтвердили герметичность корпуса оборудования. С этой задачей успешно справились специалисты компании «Радон», «Балаковоатомэнергоремонта» (БалАЭР) и цеха по обращению с радиоактивными отходами (ЦОРО) Балаковской АЭС.


200

человек участвовали в реализации проекта


В 2023 году получена лицензия на транспортировку парогенераторов. Основной этап операции проходил с апреля по июнь 2024-го. Чтобы освободить путь для извлечения парогенераторов из ячеек хранилища, демонтировали специальную часть бетонной стены, толщина которой порядка 60 см (она не является несущей). Для этого пришлось применить систему алмазной резки.

«Затем извлеченное оборудование ставили на рельсы и по ним доставляли на площадку тяжеловесного оборудования Балаковской АЭС. С помощью портальной системы SBL каждый парогенератор перемещен на 14-осную платформу с пневматической подвеской для транспортировки на причал Волги», — поясняет заместитель начальника цеха по ремонту реакторного оборудования БалАЭР Евгений Порядченко.

В мае специалисты БалАЭР и ОКБ «Спецтяжпроект» провели работы по обустройству причального сооружения, включая углубление дна Волги и берегоукрепление. Переменчивая погода с сильными порывами ветра и речные волны, конечно, создавали дополнительные трудности, но в итоге все было выполнено качественно и в срок.

Июнь для участников проекта стал самым жарким. После извлечения из хранилища парогенераторы транспортировали до причала. «Общая протяженность маршрута от хранилища до причала составила более 6 км.

«За семь суток мы перевезли и разместили на судне все три парогенератора», — говорит начальник ЦОРО Балаковской АЭС Роман Колдомасов. — Для безопасного проезда пришлось отключить высоковольтную линию электропередачи «Балаково — Ключики», а также применить диэлектрические штанги для увеличения высоты проезда под низковольтными линиями».

Все работы были выполнены с соблюдением требований охраны труда, радиационной, промышленной и пожарной безопасности. Участники проекта планируют до конца года отправить на утилизацию еще три выведенных из эксплуатации парогенератора Балаковской АЭС.

Дмитрий Изотов
Заместитель главного инженера Балаковской АЭС по радиационной защите

— Каждый парогенератор, который мы извлекли из хранилища, прошел тщательное радиационное обследование и герметизацию. Оборудование абсолютно безопасно, его можно перевозить в неупакованном виде автомобильным и водным транспортом.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: