«Сибирь» покорит Арктику
Закладка первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220 прошла 26 мая на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
На торжественное мероприятие съехались политики, судостроители, атомщики и журналисты.
«Атомные ледоколы — это решение оборонных задач в Арктике, обеспечение вывоза углеводородов с новых шельфовых месторождений, возможность круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Это важнейшее коммерческое преимущество нашей страны и ее геополитический потенциал», — сказал гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, выступая на церемонии.
На Балтийском заводе уже строится головной ледокол проекта 22220 — «Арктика». Его должны сдать в 2017 году. А два серийных судна, по графику, будут готовы в декабре 2019 года и в декабре 2020‑го. «На всю серию подписаны контракты на десятилетия вперед, поэтому принципиально важно сдать суда в срок», — замечает глава госкорпорации.
Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между Балтийским заводом и «Росатомом» год назад. Стоимость работ составляет 84,4 млрд рублей. «Мы прекрасно понимаем, какое доверие оказало нам правительство, выделив в это непростое время финансирование для строительства серии ледоколов», — говорит президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. «Нам нужны корабли такого класса. Они будут укреплять мощь нашей державы. Надеюсь, что за первым и вторым серийными ледоколами последует третий и четвертый», — сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он также напомнил, что недавно президент России создал комиссию по развитию Арктики, цель которой — укрепить позиции нашей страны в регионе, а для этого нужна новая современная техника.
Новые атомные ледоколы станут самыми большими и мощными в мире. Их водоизмещение — 33,54 тыс. т, длина корпуса — 173,3 м, ширина — 34 м. Это намного превышает параметры нынешнего класса судов. И если сейчас атомные ледоколы могут вести за собой караван судов грузоподъемностью не более 45 – 50 тыс. т каждое, то за счет своих габаритов ледокол нового поколения сможет прокладывать путь судам грузоподъемностью порядка 100 тыс. т.
Ледоколы будут оборудованы реакторной установкой РИТМ-200 (ее производит нижегородское ОКБМ им. Африкантова). Двухосадочная конструкция позволит использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. «Это принципиально новое качество и новые возможности», — комментирует Сергей Кириенко. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на мелководных участках в устье Енисея и в районе Обской губы.
Как отметил Владимир Воробьев, генеральный конструктор ЦКБ «Айсберг» (разработчика технического проекта ледокола), создано уникальное судно, «подобных которому за рубежом нет и в ближайшее время не будет». Однако «Росатом» действует на опережение. Конструкторы и проектировщики госкорпорации уже начали работать над новым ледоколом «Лидер». «Это будет еще более мощный ледокол, гарантирующий приоритет России в Арктике на долгие годы. Решение о создании концепт-проекта принято. Министерство промышленности уже открыло финансирование на эту разработку, которая должна быть сделана в течение нескольких лет», — рассказывает Сергей Кириенко. «Лидер» позволит перемещаться по Арктике без ограничений. Судно сможет преодолевать четырехметровые льды. «Толще льда просто не бывает — по законам физики», — добавляет директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.