«Марк сразу решил, что будет играть только главные роли»: о герое Каннского кинофестиваля
Что связывает Марка Эйдельштейна с Игорем Курчатовым и Григорием Перельманом, почему он окончил школу экстерном и как стал звездой мирового кино? Рассказывает Александр Эйдельштейн, отец актера, сыгравшего главного героя в покорившем Канны фильме «Анора».
Досье
Марк Эйдельштейн родился 18 февраля 2002 года. В 2019-м поступил в Школу-студию МХАТа, в мастерскую Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, выпустился в 2023 году.
В 2021 году вышел альманах короткометражных музыкальных фильмов о подростках «Шестнадцать+». Главную роль в 10-й новелле «Я не боюсь» исполнил Марк Эйдельштейн. В том же году снялся в драмеди «Первый снег», полнометражном дебюте Наталии Кончаловской — дочери Андрея Кончаловского. В 2022 году сыграл в сериале «Монастырь» Юрия, внука настоятеля. Известность приобрел после главной роли в драме «Страна Саша», премьера которой состоялась в феврале 2022 года на Берлинале.
Прозван журналистами «российским Тимоти Шаламе». Вьющиеся волосы, комплекция, черты лица, энергичное обаяние — артистов действительно можно принять за братьев. Объединяет их и схожий профессиональный путь. Оба прославились в юности. Марк говорит, что, несмотря на сравнения с американской звездой, его кумиры — Константин Хабенский и Юра Борисов.
В 2023 году Марк сыграл Колю Герасимова в фильме «Сто лет тому вперед» и приступил к съемкам в «Витринном экземпляре». Там тоже главная роль — математика Григория Перельмана в юности. В прошлом же году снялся в фильме «Анора», который в рамках 77-го Каннского кинофестиваля удостоился «Золотой пальмовой ветви». Теперь 22-летнему Марку Эйдельштейну прочат карьеру в Голливуде.
Рос у мамы и папы, которые не мешают жить
Эйдельштейны родом из Нижнего Новгорода. Когда в 2002 году у Олеси и Александра родился Марк, их еще ничто не связывало с атомной отраслью.
«Россия — страна возможностей. Я работал в Москве и на Чукотке, занимался журналистикой, был государственным служащим, развивал футбол в Национальной академии футбола. В конце концов вернулся в Нижний Новгород и в этом году отметил 10 лет работы в инжиниринговом дивизионе «Росатома», — рассказывает Александр. — Старая подруга предложила вакансию в пресс-службе. С тех пор образ жизни у меня сильно изменился, сейчас я главный специалист в управлении коммуникациями «Атомстройэкспорта».
Маленький Марк увлекался фехтованием, рисованием, учился в музыкальной школе. В интернете гуляет байка, что когда-то ему надоели уроки музыки и он разбил скрипку. Александр из-за командировок дома бывал редко и с улыбкой говорит: «Своими глазами не видел и денег на новую скрипку не давал».
«Самое главное в воспитании — доверие, — считает он. — Когда ребенок чего-то хотел, мы с женой не мешали, а по возможности помогали. Ограничений не вводили. Марку, например, не пришлось запрещать курить, потому что у него аллергия. Другие вредные привычки его тоже не прельщали. Думаю, я замечательный папа: сильно не мешаю детям жить. Сказал им, что главное — никаких зависимостей. Нужно быть хозяином своей жизни».
Олеся Эйдельштейн — выпускница и преподаватель Нижегородского театрального училища, которое стоит рядом с музыкальной школой. Время до и после своих уроков будущий актер проводил на работе у мамы. Сидел на занятиях, знал всех преподавателей и студентов, а они знали его.
Поехал на Nuclear Kids и стал Игорем Курчатовым
В 2015 году Марк прошел отбор в Nuclear Kids. «Как я мог не узнать о проекте, если нахожусь на острие информационных потоков? — улыбается Александр. — Мы эту информацию и распространяем. Еще Михаил Жванецкий говорил: «За очередью следишь — без очереди берешь». На отборочном этапе Марк сразу решил, что будет играть только главные роли. Так и получилось: в мюзикле «Спроси у Резерфорда» вышел на сцену в образе академика Курчатова. Судя по количеству футболок с логотипом NucKids у нас дома, он участвовал в проекте разшесть. Но мы уже запутались, потому что наш младший сын Матвей тоже попадал в Nuсlear Kids, и не раз. Этот проект — прекрасная возможность для развития детей».
Окончил школу экстерном, чтобы поступить в театральный
Подростком Марк любил декламировать стихи и прозу. Это увлечение привело его в театральный институт, точнее — сначала в «Артек» на финал «Живой классики». Конкурс для школьников ежегодно проходит во всех регионах России и за рубежом. Там Марк познакомился с деканом актерского факультета ГИТИСа Тарасом Белоусовым, который настоятельно посоветовал как можно скорее поступать в театральный. Марк же только окончил девятый класс.
Александр передает короткий диалог в кабинете директора: «Можно сразу в 11-й класс?» — «Такого у нас еще не было…» — «Очень жаль. Теперь будет». Все лето Марк просидел за учебниками, полностью освоил программу 10-го класса и в конце сентября перешел в 11-й — сложно, но не невозможно. Тем более опыт уже был: он переводился из обычной школы в языковую гимназию, за три месяца подтянул английский и с нуля до необходимого уровня выучил немецкий. Поступление в Школу-студию МХАТа стало лишь новым вызовом для юноши.
Александр не помнит, чтобы на сына жаловались учителя. Марк не был медалистом, но в 9-м классе выиграл «Школьные Харитоновские чтения» — межрегиональную научную конференцию старшеклассников. Написал и защитил работу, где сравнивал «Солярис» Станислава Лема с одноименным фильмом Андрея Тарковского.
«Ничего против театрального мы не имели. Полдела, если ребенок знает, что ему нужно. Дальше — только помогать. Как можно запрещать ребенку то, чего он хочет? Потом же придется нести ответственность за сломанную жизнь», — говорит Александр.
Сын покорил Канны, а отец нашел у себя общее с мистером Бином
У мам и пап актеров никаких привилегий нет: «Анору», победившую на Каннском фестивале, Олеся и Александр пока не видели. Им лишь известно, что сюжет во многом перекликается с «Красоткой»: Анора знакомится с сыном российского олигарха Ваней и выходит за него замуж. Родители парня браку не рады и приказывают своим людям взять ситуацию под контроль. Режиссер картины — американец Шон Бейкер, Ваню играет Марк Эйдельштейн.
За фестивалем родители следили в интернете, оттуда и узнали о победе. Позвонили Марку, чтобы поздравить. Он, конечно, уже тоже все знал.
Александр привык видеть сына на большом экране и воспринимает его как персонажа. А вот Олеся никак не может отделить сына от образа, особенно маму впечатлила сцена в «Праведнике», где героя Марка резали фашисты.
«Наверное, я тоже мог бы стать актером, — размышляет Александр. — Только вот подумал об этом, когда уже было поздно. Кстати, люди говорят, что мы с мистером Бином похожи. Может, нам стоит поменяться с Марком местами… Тогда он будет работать в «Росатоме».
О проекте Nuclear kids
Ежегодный международный творческий проект, в котором участвуют дети сотрудников «Росатома» и зарубежных компаний — партнеров госкорпорации. В этом году проводится в 16-й раз.
Отборочные этапы обычно начинаются в марте — апреле. Раньше организаторы приезжали на кастинги в города присутствия «Росатома». В этом году все заочно: кандидаты в возрасте от 11 до 16 лет присылали записи, на которых поют, читают стихи или прозу, танцуют.
По итогам кастингов собирается команда из 70–80 самых-самых. За три недели под руководством профессионалов труппа ставит музыкальный спектакль, с которым гастролирует по России и за рубежом. Прием заявок окончен на этот сезон, но можно готовиться к следующим. Следите за новостями на сайте nuckids.ru.