Правильно застегнуть первую пуговицу: 120 лет назад родился Глеб Франк

«Два зрелища меня неизменно восхищают и волнуют: танец маленьких лебедей и делящиеся хромосомы», — ​говорил Глеб Франк, 20 лет возглавлявший Институт биологической физики АН СССР. Вместе с порталом «История «Росатома» (biblioatom.ru) вспоминаем ученого, которому участники советского атомного проекта во многом обязаны здоровьем и жизнью.

Ненаписанная книга о лягушке

Глеб Франк родился 24 мая 1904 года в Нижнем Новгороде. Его мать Елизавета Михайловна была специалистом по детскому туберкулезу. Отец Михаил Людвигович преподавал высшую математику. В 1918 году его позвали в новый Тавричес­кий университет в Крыму. Там собрался цвет отечественной науки: Александр Байков, Владимир Вернадский, Владимир Обручев, Владимир Палладин, Игорь Тамм, Александр Гурвич, Абрам Иоффе, Яков Френкель и др. В 1921-м Глеб Франк окончил школу в Ялте и поступил на естественное отделение Таврического университета в Симферополе.

Многие отмечали незаурядный литературный дар будущего радиобиолога. «Писал он, в отличие от меня, очень легко, — ​вспоминал его младший брат, физик, лауреат Нобелевской премии Илья Франк. — ​Через много лет, когда Глеб уже жил в Ленинграде, Самуил Маршак, познакомившись с ним, видимо, заметил эту его одаренность и уговаривал написать популярную книгу. Не помню кто, то ли Маршак, то ли Горький, где‑то даже упомянул, что молодой ученый пишет книгу о лягушке — ​имелся в виду Глеб. Жаль, что такая книга не была написана, она оказалась бы очень инте­ресной».

Митогенетическое излучение

С 1929 по 1933 год Глеб Франк под руководством Абрама Иоффе в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ) изучал природу слабого ультрафиолетового излучения. «Вероятно, Иоффе со свой­ственной ему широтой научных интересов предложил (или поддержал) идею попытки обнаружить митогенетические лучи физическими методами, ибо только они могли доказать, что активным агентом является ультрафиолетовое излучение, испускаемое живой клет­­кой, — писал Илья Франк. — В Физико-­техничес­ком институте в то время был сотрудник Сергей Родионов, который разработал счетчики, чувствительные к ультрафиолетовому свету. В конце 1929 года Иоффе привел в лабораторию Франка и познакомил его с Родионовым».

По мнению брата ученого, эти занятия сделали Глеба Франка известным биофизиком. В ЛФТИ под его руководством была организована биофизическая лаборатория, которая в 1932 году вошла в состав нового Физико-агрономического института. Абрам Иоффе стал директором института, Глеб Франк — ​его заместителем.

Эльбрусские экспедиции

С 1933 по 1946 год Глеб Франк возглавлял отдел биофизики и фотобиологии Всесоюзного института экспериментальной медицины, где исследовали воздействие физических факторов на биологические системы. Весной 1934 года на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы Франк предложил организовать экспедицию на Эльбрус, идею горячо поддержали Абрам Иоффе и Сергей Вавилов.

Научная тематика экспедиций 1934 и 1935 годов не ограничивалась ультрафиолетовыми лучами и включала свечение ночного неба, атмосферное электричество, функции дыхания, изменение состава крови, вкусовых ощущений и проч. Это был первый шаг к комплексным исследованиям на больших высотах, ставшим особо актуальными в связи с прогрессом воздухоплавания и проложившим путь к исследованиям космоса.

В 1935 году Глеб Франк защитил докторскую диссертацию. В 1945-м был избран членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, в 1966-м — академиком АН СССР.

Первые дозиметры

В 1946 году Глеба Франка назначили руководителем Радиационной лаборатории № 8, работавшей на атомный проект. Лаборатории поручили изучить воздействие радиации на живые организмы. В 1946 году, до пуска в Лаборатории № 2 АН СССР опытного ядерного реактора, были изготовлены интегрирующие дозиметры с наперстковыми ионизационными камерами и фотопленкой. За это в 1949 году наш герой получил Сталинскую премию.

Сохранилось письмо Игоря Курчатова к руководству, где есть такой фрагмент: «Излучения физического котла исключительно вредны в биологическом отношении. Опыты, произведенные секретной радиационной лабораторией Академии медицинских наук, руководимой Франком, на мышах, крысах, кроликах, собаках, даже при пусках котла на относительно небольших мощностях, порядка 150 кВт, во всех случаях привели к гибели животных — ​мгновенной смерти или же имевшей место через две-три недели и в редких случаях через несколько месяцев — ​из-за изменения состава крови и нарушения явлений обмена в организме».

Вместе с Аветиком Бурназяном Глеб Франк организовал государственную службу радиационной безопасности. Ему принадлежат первые методы прогнозирования развития заболеваний у человека от воздействия ионизирующей радиации, первые нормативы дозовой нагрузки на персонал — ​за год, за месяц и за однократную нештатную работу.

«Примеры полезнее правил»

В 1952 году на базе Лаборатории биофизики, изотопов и излучений АН СССР был учрежден Институт биологической физики АН СССР. Глеб Франк стал его директором в 1956 году и провел на этом посту все оставшиеся 20 лет жизни. Ученый инициировал внедрение в медицинскую практику УФ-облучения, участвовал в создании первого в СССР электронного микроскопа, разрабатывал множество биологических и медицинских экспериментов, которые проводили потом экипажи советских космических кораблей и орбитальных станций, занимался подготовкой к первому выходу человека в открытое космическое пространство.

Глеб Франк скончался 10 октября 1976 года. Похоронен в Подмосковье, в городе Пущино, недалеко от своего института.

«Иоганн Вольфганг Гете о начале научной (да и вообще любой) карьеры сказал: «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует». Исааку Ньютону принадлежит высказывание «При изучении наук примеры полезнее правил». Эти два утверждения позволяют понять роль Франка в отечественной науке, — ​писал его коллега и преемник Генрих Иваницкий. — ​Он помог многим своим ученикам правильно «застегнуть первую пуговицу», а своим примером научил жертвенно относиться к науке».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: