Погружение в работу: репортаж с базы водолазной службы «Росатома»
Водолазная инспекция Минсредмаша была создана 60 лет назад в подмосковном поселке Селятино. Сейчас здесь, в 35 км от МКАД по Киевскому шоссе, расположен Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН» («Экспедиция подводных работ особого назначения»), филиал Аварийно-технического центра «Росатома».
Смена начинается в восемь утра. Профессия подводника сопряжена с особым риском, и все заступающие на дежурство в обязательном порядке отправляются на медосмотр. Затем расходятся по служебным помещениям.
Одни спускаются на первый этаж, на тренировку в барокамере. Центр выиграл тендер на работы на гидротехнических сооружениях в одном северном российском городе. Пока оформляются договоры, есть время дополнительно подготовить организм к сложному погружению на 40 м.
40 человек
работают в четырех водолазных подразделениях Аварийно-технического центра «Росатома» в Санкт-петербурге, Мурманске, Нововоронеже и Московской области
Два сотрудника идут к стоматологу. Не удивляйтесь: «исправность» челюстно-лицевого аппарата необходима при длительном пребывании на глубине, больные зубы для подводника — дополнительный риск. Поэтому лечение включено в производственное расписание.
Водолаз Евгений Кондратьев тренируется в бассейне. На четырехметровой глубине его ждет немного чудной с виду агрегат — необитаемый телеуправляемый подводный аппарат «Мираж‑6000». По сути, это получающий команды по кабелю робот-разведчик с навигационным комплексом, акустической антенной, рукой-манипулятором и возможностью записи фото- и видеосигнала.
«На водоемах, где мы работаем, как правило, плохая видимость — не дальше полуметра, — объясняет начальник водолазной службы ЭПРОНа Олег Ховаев, играя клавишами на пульте управления «Миража». — Один из алгоритмов при ЧП таков: подводим аппарат с берега или с борта (максимальное удаление — 600 м) с дозиметром в «руке» к предполагаемому аварийному объекту, пока его не захватит гидроакустика. Обследуем дистанционно, получая сигнал онлайн. Если водолазу ничего не угрожает, тот подбирается к аппарату, ориентируясь на сигнал, и приступает к работе. Видите бесформенное пятно на картинке сонара? Это как раз водолаз, приступивший к «ремонту».
Тренировка заняла четверть часа. «В детстве я жил в городке на берегу Волги, — рассказывает Евгений Кондратьев. — Конечно, проводил время на реке, много нырял. Подводный мир завораживал — с тех пор и связал с ним жизнь. Работа в «Росатоме» нравится возможностью спускаться под воду в самом современном снаряжении, совершенствовать профессиональные навыки и умения».
На оборудовании здесь не экономят. Целая линейка тяжелых водолазных костюмов для работы с большим расходом воздуха, два землесоса, пара катеров (один из них, «Касатка‑2М» Кингисеппского машиностроительного завода, только приступил к службе), три мобильные водолазные станции на базе КамАЗа, дрон и даже вертолет — все это к услугам спасателей ЭПРОНа. С прошлого года центр дежурит еще и на суше: отслеживает перевозку радиационно опасных грузов спецтранспортом в шести областях Центральной России и постоянно находится в боеготовом состоянии на случай непредвиденных ситуаций на дорогах. Но пока за время нахождения в контуре «Росатома» выезды были только учебные.
«Мы предпочитаем регулярную, хорошо спланированную службу и безопасную работу — конечно, с постоянной готовностью к спасению, — говорит директор ЭПРОНа Александр Асташкин. — В основном занимаемся обслуживанием гидротехнических сооружений АЭС. Атомная станция без охлаждения работать не может. От водоемов-охладителей к энергоблокам проложены каналы. Шлюзы и запорная арматура нуждаются в периодическом обследовании и ремонте. Вот и сегодня бригада наших водолазов работает на Калининской АЭС. Кстати, немногие даже в госкорпорации знают, что на водолазное обследование гидротехнических сооружений предприятия отрасли вправе заключать с нами договоры как с единственными поставщиками, без проведения тендера».
Остаются силы и время и на водоемы общего пользования. Будете в Суздале или в Александрове — обратите внимание, как качественно очищены речки Каменка и Серая. Это работали эпроновцы.
Еще больше фотографий с ЭПРОНа — в нашем медиабанке.
СПРАВКА
20 февраля 1964 года приказом главы Минсредмаша Ефима Славского все водолазные работы были переданы созданной в п/я 646 (трест «Гидромонтаж» в Селятине Наро-Фоминского района) водолазной инспекции. Команды специалистов сразу же включились в работу на режимных стройках Урала и Сибири.
География пусковых объектов, где трудились подводники «Гидромонтажа», обширна: «Маяк» (Челябинск‑40), Горно-химический и Сибирский химический комбинаты (Краснокаменск и Северск), Игналинская (Литва) и Ленинградская АЭС, Красноярская и Гусиноозерская ГРЭС, Степногорский гидроузел; дюкеры через Обь, Волгу, Енисей, Ангару, Томь, Даугаву, кабели связи из Севастополя в Болгарию, на Балтике и Каспии.
Три десятка лет назад в связи с реформированием государственных органов функции этого подразделения приказом по Минатому РФ были переданы Центру аварийно-спасательных подводно-технических работ «ЭПРОН» (у ЭПРОНа, в свою очередь, богатейшая история: экспедицию учредили в 1923 году для подъема затонувших судов). В 2010 году указом президента ЭПРОН присоединен к Аварийно-техническому центру «Росатома».