На 100 лет вперед: на Курской АЭС‑2 начали монтировать реактор ВВЭР-ТОИ

Курская АЭС‑2 — единственная в России станция, на которой сооружают инновационные энергоблоки ВВЭР-ТОИ. 21 ноября началась новая глава строительства второго энергоблока — на площадку сооружения доставили корпус реактора, а спустя девять дней специалисты установили его в проектное положение. До конца года на втором энергоблоке также завершат монтаж парогенераторов и установят купольную часть наружной защитной оболочки.

Волгодонск — Курчатов

В сентябре завод «Атоммаш» в Волгодонске отгрузил корпус реактора для второго энергоблока Курской АЭС‑2. Спустя два с половиной месяца он добрался до Курчатова. Такой срок доставки закономерен — перевозка проходит с максимальными предосторожностями. В операции задействовали водный и наземный транспорт. От места изготовления конструкцию перевезли на специальный причал Цимлянского водохранилища. Там ее погрузили на баржу и доставили в Воронежскую область. А в Курскую область корпус ехал на автомобильной 192-колесной платформе Goldhofer. На всем пути его сопровождали машины технического обеспечения и ГИБДД. Скорость движения автоколонны не превышала 25 км/ч.

Прибывший на стройплощадку корпус реактора является пятым, произведенным в этом году на предприятиях «Росатома». Это рекорд отрасли. Такими темпами это оборудование для АЭС не производили даже во времена СССР (тогда рекорд был три корпуса реактора).

Губернатор Курской области Роман Старовойт отметил значимость события: «Курская АЭС‑2 — ключевой инвестиционный проект региона на десятилетия. Сооружение новых блоков обеспечит рост промышленности. Мы гордимся, что «Росэнергоатом» реализует такой проект на нашей территории. Потребность в электрической энергии существенная. Поэтому с уверенностью говорим, что электроэнергия новых реакторов будет востребована на юго-западе страны».

Отличия от ВВЭР‑1200

Корпус ВВЭР-ТОИ — один из наиболее важных и ответственных элементов конструкции второго энергоблока. Его характеристики, габариты и физико-механические свойства напрямую оказывают влияние на мощность реактора, на основные параметры теплоносителя первого контура, а также обеспечивают возможность надежной эксплуатации Курской АЭС‑2 в течение 100 лет.

Корпус реактора поднимают на транспортный портал на отметке 26,3 м

Корпус представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд с днищем и патрубками. Его длина — 12 м, а вес — 340 т. На этапе эксплуатации в нем располагается активная зона с ядерным топливом, а также конструкционные элементы для ядерной реакции и передачи тепловой энергии. Согласно планам, внутрикорпусные устройства начнут монтировать в 2024 году.

«Несмотря на то что модель корпуса реактора второго энергоблока основана на технологии ВВЭР‑1200, у установки ВВЭР-ТОИ есть существенные отличия, — объясняет первый заместитель директора по сооружению новых блоков Курской АЭС Андрей Ошарин. — Во-первых, корпус реактора ВВЭР-ТОИ изготовлен из безникелевой стали, которая не меняет свойств под воздействием радиации и при высоких температурах. Технология предусматривает четыре сварных шва вместо шести, а в активной зоне сварные соединения исключены. Это улучшает эксплуатационные характеристики, поскольку радиационное воздействие минимальное. Корпус реактора способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это позволит после 60 лет эксплуатации продлить срок службы ректора еще на 40 лет».

Корпус реактора — это не последняя крупногабаритная доставка оборудования на строительную площадку Курской АЭС‑2.

В конце ноября была разрешена отгрузка компенсатора давления для второго энергоблока, его доставка с последующим монтажом планируется в конце декабря — начале января. В 2024 году станция замещения ожидает приемку транспортного шлюза второго энергоблока и его монтаж. Кстати, транспортный шлюз является последним крупногабаритным оборудованием, предназначенным для реакторного здания второго энергоблока. Кроме того, в следующем году завершится установка в проектное положение циркуляционных насосов второго энергоблока, закончится бетонирование купола наружной защитной оболочки и уже начнется поставка тепловыделяющих сборок для первого энергоблока.


10 тыс.

человек работают сейчас ежесуточно на площадке Курской АЭС‑2

11 тыс.

строителей будут трудиться здесь в начале 2024 года


С точностью до одной десятой миллиметра

Спустя неделю после доставки корпуса реактора начались монтажные работы по установке оборудования в проектное положение. Старт подъему на транспортный портал, располагающийся на отметке 26,3 м, дал первый заместитель генерального директора по атомной энергетике «Росатома», президент АСЭ Андрей Петров, посетивший площадку в ходе рабочей поездки.

«В настоящее время Курская АЭС‑2 — единственная в России площадка строительства энергоблоков, находящаяся в активной фазе сооружения, — отметил он. — Перед нами стоит задача по развитию атомного парка для укрепления производственного и технологического потенциала страны. Генеральный подрядчик, заказчик и поставщики — все должно быть синхронизировано и работать без потери времени. «Росатом» и его предприятия принимают активное усилие в данном направлении».

Директор Курской АЭС Александр Увакин объясняет журналистам тонкости процесса монтажа

Монтаж корпуса реактора — одна из самых важных строительных операций за весь период строительства Курской АЭС‑2, знаменующая активную стадию монтажа всего оборудования первого контура. Именно от этой фазы ведется отсчет до начала пусконаладочных работ. Перед установкой корпуса реактора специалисты осуществили входной контроль в соответствии с регламентными требованиями, затем приступили к подготовительным работам по монтажу.

Установка корпуса реактора в проектное положение проходит в несколько этапов.

«Первоначально оборудование поднимают на транспортный портал гусеничным краном Liebherr и перемещают внутрь гермозоны на отметку 26,3 м с помощью специальной транспортировочной тележки. Затем 340-тонная конструкция проходит раскантовку: с помощью полярного крана специалисты меняют положение оборудования из горизонтального в вертикальное и только потом устанавливают на штатное место на отметке 11,3 м в шахту реактора, предназначенное для того, чтобы корпус встал в строго отведенную точку — на опорное кольцо. Максимально допустимое отклонение при монтаже составляет одну десятую миллиметра», — прокомментировал вице-президент «Атомстройэкспорта», директор проекта по сооружению Курской АЭС‑2 Олег Шперле.

Главная сложность заключается в том, что нельзя допустить даже малейшего движения груза из-за его огромной массы, это и обуславливает долговременность всей монтажной операции. Перед ее началом руководство проводит тщательный инструктаж персонала и рассказывает о порядке выполнения действий. Только после этого можно приступать к работе: погружению в шахту корпуса реактора с последующим закреплением. При погрузке вниз необходимо выставлять оборудование до микромиллиметров. Допустимое отклонение проверяется путем простреливания: если корпус встает не так, датчики это показывают, и оборудование раз за разом поднимают на 100–200 мм и снова опускают, немного меняя расположение.

Работы выполняли специалисты подрядной организации курского филиала МСУ № 5 «Энергоспецмонтаж».

Александр Увакин
Директор Курской АЭС

— Монтаж корпуса реактора ВВЭР-ТОИ — большое событие не только для специалистов нашей станции, но и для всей отрасли. За всю историю развития атомной энергетики не было столь продуманного проекта, направленного на усиление надежности и безопасности АЭС. На наших глазах происходит переломный момент энергетического развития — от прошлого к инновационному будущему. Впереди нас ждет много трудовых будней. До конца 2023 года на втором энергоблоке необходимо завершить монтаж четырех парогенераторов, а также установить купольную часть наружной защитной оболочки. Все это позволит в последующем начать работы по сварке главных циркуляционных трубопроводов.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: