От идеи до контракта: как ускорить внедрение новаторских разработок
Глобальное технологическое лидерство — одна из стратегических целей «Росатома», и добиваться ее придется параллельно с обеспечением критически важных для страны технологий без оглядки на помощь извне. Участники ежегодной конференции «Управление инновациями «Росатома», состоявшейся в начале августа в Нижнем Новгороде, делились идеями, как в этих условиях быстрее довести до производства результаты научных исследований и технологических разработок.
Параллельным курсом
Сейчас на научные исследования направляется 12,2 % совокупного дохода от инновационных продуктов «Росатома», которые в общей выручке госкорпорации «весят» уже 23,9 %. Через семь лет эту долю планируется довести до 40 %. Благодаря дальновидной политике можно себе позволить такую роскошь, как одновременная разработка дополняющих друг друга инновационных проектов разными конструкторскими коллективами.
Такой пример на конференции привели применительно к одному из самых перспективных направлений — разработкам АЭС малой и средней мощности (см. справку). О скором тиражировании плавучих энергоблоков малой мощности с использованием опыта эксплуатирующейся в Певеке станции «Академик Ломоносов» подробно рассказал Виталий Петрунин, первый заместитель генерального директора — главного конструктора Опытного конструкторского бюро машиностроения им. Африкантова. Три станции с реакторными установками РИТМ‑400 мощностью по 315 МВт каждая, по словам докладчика, будут размещены по арктическому побережью для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Для Баимского горнообогатительного комбината реализуется контракт по изготовлению четырех плавучих станций с реакторными установками РИТМ‑200С мощностью по 198 МВт.
В машиностроительном дивизионе также предлагают проанализировать востребованность АЭС малой и средней мощности в качестве замены тепловых электростанций. Доля последних в энергобалансе России сейчас составляет две трети, причем примерно одна шестая этой величины приходится на 138 теплоэлектроцентралей в диапазоне от 20 до 150 МВт — как раз таких, которые в первую очередь и просятся под замену на АЭС малой мощности. Входящее в «Атомэнергомаш» ОКБ «Гидропресс» использует научно-инновационный задел прежних лет и предлагает в качестве основы для линейки стационарных станций малой мощности свои разработки — интегральный реактор ВВЭР-И и реактор со свинцово-висмутовым теплоносителем «СВЕТ-М» тепловой мощностью 250 МВт и 150 МВт соответственно.
Справка
По классификации МАГАТЭ к АЭС средней мощности относятся станции с установленной электрической мощностью от 300 до 700 МВт. Менее мощные считаются малыми АЭС.
Сначала патентовать, потом публиковать
В новых бизнесах госкорпорации, где заделы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР) отсутствуют или их быстрое эффективное использование под вопросом, требуется, наоборот, скорейшая концентрация усилий, а внутриотраслевая конкуренция (когда разные коллективы в различных институтах или даже внутри одной организации работают над одной и той же задачей) ей препятствует. Так полагает советник генерального директора, директор проектного офиса «Русатом Хэлскеа» Ирина Свято. К другим ключевым помехам внедрению инновационных разработок в области ядерной медицины, по ее мнению, относятся недостаточность компетенций в самом здравоохранении, низкая доля коммерциализации НИОКР и слабое заимствование лучших международных практик.
Для исправления недостатков в «Русатом Хэлскеа» создали научно-технический совет с четырьмя академиками РАН, который разработал четкие критерии отбора научно-исследовательских проектов и за два года валидировал 64 позиции Единого отраслевого тематического плана (ЕОТП). Некоторые проекты на общую сумму около 2 млрд рублей пришлось закрыть, несколько новых с высокой степенью коммерциализации одобрены.
«Проблема большинства проектов ЕОТП — в незнании исполнителями порядка коммерциализации научных разработок, — уверена Ирина Свято. — Поэтому мы запретили авторам докладывать о результатах в публичных выступлениях, а писать о них в научных журналах разрешаем только после оформления патентов».
Посмотреть рынку в глаза
Заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу компании «Наука и инновации» Петр Зеленов сообщил, что 40-процентная доля выручки от новых продуктов и бизнесов, декларированная в «Видении‑2030», на предприятиях научного дивизиона уже достигнута. И это не чудо: потребовалось лишь внимательно «взглянуть в глаза» рынку.
«Сегодня невозможно быстро добиться результата от инновации классическим путем — то есть завершить НИОКР, изготовить опытный образец, передать его на экспериментальное производство и попытаться продать на рынке, — подчеркнул Петр Зеленов. — Мы видоизменили саму идеологию работы: необходимо не столько удовлетворить запрос заказчика на тот или иной продукт, сколько вместе с ним решить стоящую перед ним проблему, действовать комплексно. Для этого мы пошли по пути создания небольших научно-производственных объединений с ученым, конструктором, технологом и маркетологом в составе. Да, это дороже, потому что всем игрокам этой команды надо платить сразу, не дожидаясь коммерческого эффекта от внедрения и от контрактов. Но зато это значительно ускоряет процесс: мы действуем не линейно, как в старой схеме, а итерационно». В частности, это предполагает не только тесное взаимодействие внутри коллектива, но и постоянный контакт с заказчиком и его вовлеченность в творческий процесс.
Еще год назад, напоминает Петр Зеленов, авиационного направления в научном дивизионе «Росатома» не существовало. Теперь портфель работ с «Аэрофлотом» и S7 законтрактован на общую сумму в 1 млрд рублей, а выполненные Физико-энергетическим институтом им. Лейпунского фильтры очистки воздуха в кондиционерах уже сертифицированы и летают на «боингах» и «эйрбасах» авиакомпании S7. Суммарно освоено свыше сотни различных типов ремонтов и импортозамещающих компонентов на базе компетенций научного дивизиона: мембранные фильтры для питьевой воды, компоненты салонных интерьеров, углеродные композиты для тормозных дисков и др.
«Конечно, в определенной мере пришлось поломать традиционное сознание авторов инноваций. Достаточно сказать, что в названных работах заказчик по шесть-семь раз менял техническое задание и ему нельзя было ответить «оформите, как положено, и приходите через годик», — заметил оратор. — Но зато и эффект налицо. В неядерных технологиях эффективный срок внедрения, если действовать по старой схеме, составлял около четырех лет, а сейчас — полтора года. В ядерных, думаю, он сократится примерно вдвое».
ВЫБРАЛИ ЛУЧШИХ
По итогам минувшего года лучшими инновационными компаниями «Росатома» признали проект «Прорыв», Научно-исследовательский институт атомных реакторов (ГНЦ НИИАР) и Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций (ВНИИАЭС).
В номинации «Технико-экономические условия инновационной деятельности» награду заслужил Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).
В номинации «Кадровый потенциал науки и инноваций» — НПО «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения» (ЦНИИТМАШ).
В номинации «Результативность инновационной деятельности» — Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ).