Северное измерение: история, география и геометрия Гидрографического предприятия
90 лет экспедиций, съемок морского дна, разработки и эксплуатации лоцмейстерских судов, участия в проектировании и сооружении береговой инфраструктуры — все это о Гидрографическом предприятии, четыре года назад вошедшем в «Росатом». Благодаря арктическим гидрографам в акватории Северного морского пути (СМП) нет белых пятен, каждый участок судовождения внесен в коллекцию подробных электронных карт. Мы вспомнили основные этапы этого большого пути.
Первые исследования судовых районов русской Арктики
В первой половине XVIII века три отряда Великой Северной экспедиции проводили значительные по тем временам гидрографические исследования, которые послужили базой для более широких научных работ. Одними из первых были две экспедиции по будущему СМП под руководством адмирала Василия Чичагова в 1765 и 1766 годы. К сожалению, обе оказались неудачными.
Большой вклад в изучение западной части Арктики внес Андрей Вилькицкий, который руководил значимыми экспедициями в 1894–1896 и 1898–1901 годы.
В 1920 году был организован Обь-Енисейский отряд (в 1922 году преобразован в Управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и в устьях рек Сибири).
В 1932 году учреждено Главное управление СМП. Впервые в истории мореплавания ледокольный пароход «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива, доказав возможность регулярного плавания по трассам СМП.
25 июня 1933 года
Для навигационно-гидрографического обеспечения плавания по трассам Севморпути в составе Главного управления СМП образовано Гидрографическое управление. Район его деятельности простирался от новоземельских проливов на западе до Берингова пролива на востоке.
1933–1941 годы
Гидрографические исследования на крупнейших реках, впадающих в моря Северного Ледовитого океана. Изданы 80 карт трасс СМП и лоции всех его морей. Организованы курсы техников-гидрографов. Первых специалистов выпускает Гидрографический институт СМП, вскоре преобразованный в Высшее арктическое морское училище (ныне Государственный университет морского и речного флота им. Макарова).
1941–1945 годы
За годы военных навигаций грузоперевозки по СМП увеличились вдвое, в Якутию — в пять раз. Промерено более 170 тыс. км. К концу 1945 года на трассах СМП действует около 1 тыс. средств навигационного оборудования.
1946–1947 годы
Изданы атласы рек Яна и Лена. Начинается сооружение навигационных знаков башенного типа на островах Дунай, Вилькицкого, Муостах.
1954–1964 годы
Гидрографическое управление (ГУСМП) преобразовывают в Гидрографическое предприятие. Ему передают ледокольный пароход «Георгий Седов» 1909 года постройки. ГУСМП упраздняется, и Гидрографическое предприятие переходит в подчинение Министерству морского флота.
1967 год
В работу включаются новые исследовательские ледоколы, построенные на Адмиралтейских верфях. «Петр Пахтусов» и «Георгий Седов» производят гидрографические работы среди льдов северных районов арктических морей.
1970–1974 годы
В состав флота Гидрографического предприятия входят 10 судов усиленного ледового класса типа «Дмитрий Овцын» водоизмещением 1610 т и серия лоцмейстерских судов усиленного ледового класса, построенных в Финляндии. Впервые в стране на пяти судах введены в эксплуатацию автоматизированные гидрографические комплексы типа «Автокарта». Начинается эра цифровой гидрографии арктических морей.
1981–1990 годы
С использованием спутниковой аппаратуры выполнена геодезическая привязка островов морей Северного Ледовитого океана к общегосударственной системе координат. Создана комплексная система навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания, отвечающая национальным и международным требованиям.
1995 год
Введена в эксплуатацию первая очередь технологического оборудования для производства электронных навигационных карт.
1999 год
Завершен первый этап создания банка данных электронных навигационных карт Севморпути. Все основные трассы перекрыты электронными навигационными картами масштабом не меньше 1:700 000, проливы и устьевые участки Енисея, Оби и Колымы — масштабом от 1:10 000 до 1:200 000.
2002 год
На острове Олений в Карском море создана первая арктическая контрольно-корректирующая станция глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS. По госконтракту с Минтрансом России разработана арктическая электронная картографическая система «ТРИС‑200» по стандарту S‑52 Международной гидрографической организации.
2014–2017 годы
Выполнена площадная съемка рельефа дна глубоководных путей в Обской губе и на подходах к ней — 103 356 приведенных километров. Введены в действие новые глубоководные пути для движения крупнотоннажных судов в порт Сабетта и к Новопортовскому терминалу, общая протяженность — 318 морских миль.
2018 год
Выполнена площадная съемка рельефа дна на сложных в навигационном отношении участках в проливе Санникова и на восточных подходах к нему с лимитирующими глубинами 12,8–14,2 м.
2019 год
Гидрографическое предприятие передано в ведение «Росатома», ставшего инфраструктурным оператором СМП. Предприятие приняло обязательства по строительству объектов терминала «Утренний» и порта Сабетта.
2020 год
Выручка Гидрографического предприятия составила 1,8 млрд рублей. Свыше 99 % суммы — портовые сборы за услуги по обеспечению безопасности мореплавания. Сборы направляются на поддержание портовой инфраструктуры в рабочем состоянии.
2022 год
Съемка 45,2 тыс. линейных километров рельефа дна — рекорд для современной истории России. Обеспечена непрерывная работа 259 средств навигационного оборудования, установлены девять альтернативных источников питания в Обской губе и Карском море. Новыми программно-аппаратными комплексами оснащены 18 береговых и 40 плавучих предостерегательных знаков на участке Енисея от мыса Сопочная Карга до Дудинского морского порта. На трассы СМП вышло новое лоцмейстерское судно «Александр Парфенов».
1500
арктических экспедиций провело Гидрографическое предприятие
1004
береговых знака в зоне ответственности Гидрографического предприятия
252
плавучих предостерегательных знака
Александр Бенгерт
Гендиректор Гидрографического предприятия
— Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что, несмотря на колоссальный исторический путь и очевидные успехи предприятия, на современном этапе развития мы стоим в самом начале длинного пути, который наполнен новыми проектами, новыми задачами и новыми свершениями.