Выписали ПСР-рецепты

Когда главному врачу ярославской поликлиники №2 Наталии Богдановой в областном департаменте здравоохранения сообщили, что оптимизировать работу поликлиники помогут атомщики, она не поверила: «Росатом», бережливое производство… При чем здесь мы?» Оказалось, что все процессы — не важно, на заводе или в медучреждении, можно подчинить правилам ПСР.
Команда из 10 пээсэрщиков приехала в поликлинику №2 в ноябре прошлого года. Выяснили, какие процессы необходимо оптимизировать. Первой в списке оказалась длительная процедура забора крови. Специалисты ПСР пришли к кабинету утром, еще до открытия, чтобы проследить за работой смены: кто перегружен, кто недозагружен и т.д. Прежде чем взять у пациента кровь, медсестра заполняла журнал, потом дезинфицировала руки. В итоге за один прием она совершала четыре перемещения: к двери, чтобы вызвать пациента, к столу с журналами, потом — к дезсредствам, потом — к пациенту. Пээсэрщики разработали план действий: сделать перепланировку помещения и рабочего места, перераспределить нагрузку, живую очередь заменить на электронную, с точным временем, а вместо пяти бумажных журналов вести один — электронный.
Итак, дезсредства переместили ближе к столам. Выделили сотрудника для заполнения документов. Сразу в два раза увеличилась пропускная способность. Но этого было недостаточно. Возле каждого рабочего места установили кнопку вызова со световой индикацией, чтобы медсестра понимала, вызвала она пациента или нет. Теперь ей не нужно выходить из кабинета. Специалисты по ПСР заметили, что потоки пересекаются: выходящие и входящие в кабинет пациенты сталкиваются друг с другом. Тогда в стене прорубили еще один проем — для выхода. Между входом и выходом установили полки для сумок пациентов. Положил вещи со стороны входа — взял со стороны выхода.
К изменениям посетители привыкали долго. К примеру, по привычке входили и выходили в одну и ту же дверь. И здесь нашли решение: предложили использовать напольную навигацию, как в производственных цехах. Проблема вмиг исчезла. «Отличный эффект — вместо 40 минут на пациента уходит 14,— отмечает главврач.— Методы бережливого производства применимы для кабинета забора крови в любой поликлинике».
Еще специалисты по ПСР и медики оптимизировали работу регистратуры в холле. От классической регистратуры, отгороженной стеклом, решено было избавиться в пользу открытой. Начали с перепланировки. Картохранилище, рассчитанное на район с населением более 60 тыс., занимало чуть ли не весь холл. Команда пээсэрщиков предложила его перенести — получился просторный зал. Там поставили диваны и столы. Следом занялись перераспределением функций регистраторов. Раньше они записывали пациентов на прием по телефону, искали карты на полках и общались с пациентами через окно. Обстановка была нервозная: пациенты — нетерпеливые, медперсонал — уставший. Решено было звонки перекинуть на коллцентр — его устроили на другом этаже, а для записи на прием ввести электронный журнал. «Врачу не надо теперь бегать ни в коллцентр, ни в регистратуру, он со своего рабочего места смотрит вызовы, которые ему поступили, и на следующий день посещает пациента. После снова делает запись в этот журнал о состоянии пациента и назначениях,— рассказывает Наталия Богданова.— Очень удобно».
Еще одна идея пээсэрщиков — разделить поток пациентов при помощи электронной очереди. В одну записываются здоровые — те, кто пришел за справками, выписками и т.п. Во вторую — заболевшие.
«Штатное расписание привели в порядок — медиков избавили от лишней нагрузки. Несмотря на серьезную оптимизацию, персонал поликлиники не сократили. Вот четырех терапевтов принимаем на работу»,— довольна Наталия Богданова.
В планах — обкатать пилотный проект по эффективному взаимодействию скорой и неотложной медицинской помощи. Внедрение новых информационных технологий избавит сотрудников скорой от лишних звонков — информацию о состоянии пациента сразу будут передавать в электронный журнал врача соответствующего направления. Например, нужен хирург — приедет именно он.
Напомним, что реализовать проект «Бережливая поликлиника» «Росатому» поручили в Администрации президента РФ. Пилотными площадками стали поликлиники в Ярославской, Калининградской области и Севастополе. Специалисты по ПСР справились блестяще. Весной в госкорпорации принято решение о тиражировании проекта в атомных городах.С 1 июня проекты «Бережливая поликлиника» реализуются в Озерске, Новоуральске и Волгодонске. Вскоре к проекту подключатся подразделения ФМБА в Железногорске, Заречном Свердловской области, Курчатове, Северске и Сосновом Бору.



Алексей Мещеряков
Руководитель ПСР-проекта, АО «ПСР»
— В Волгодонске для пилотного проекта выбрали медсанчасть №5 ФМБА России и поликлинику №2 детской городской больницы. На местах были созданы рабочие группы — сотрудники сами определили основные направления: профосмотры, загрузка врачей и персонала, работа регистратуры и лаборатории, разделение потоков пациентов. Мы помогали выявить причины «недугов» поликлиник. Регистратура раньше напоминала осажденный дот. Здесь и записывали на прием, и планировали рабочее время врача, и выписывали счета и направления, и регулировали потоки, и искали и хранили амбулаторные карты, и отвечали на любые вопросы. Теперь задачи сотрудников регистратуры разделены. Одни занимаются картохранилищем и доставкой карт пациентов врачу. Дежурный администратор регулирует поток пациентов и отвечает на вопросы. Оператор отвечает на звонки в колл-центре и вносит пациентов в расписание врачей. Во взрослой и детской поликлиниках, где мы работали, вместо окошечка — открытая регистратура, как в частной клинике: всегда рады, всегда помогут, все четко и быстро. Устранили еще одну проблему. Раньше записаться к врачу в МСЧ №5 можно было только при личном посещении. Мы наладили несколько каналов записи: по телефону, через интернет и инфоматы, также врач через компьютер сам может записать вас к себе или к другому специалисту.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: