О дивный новый мир: какими будут рабочие и инженеры
Представьте рабочих и инженеров будущего. Какие они? Возможно, они будут использовать экзоскелеты при строительстве и эксплуатации АЭС и суперкомпьютеры при проектировании реакторных установок. Победители чемпионатов AtomSkills и WorldSkills Hi-Tech, яркие представители рабочих и инженерных профессий, уверены: будущее — за специалистами-интеллектуалами, готовыми использовать все возможности новейших технологий.
ИСТОРИЯ ПРО СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Окончив вуз в 2015 году, Егор Усольцев пошел устраиваться на «Маяк». «Мое заявление о приеме на работу лежало около трех месяцев в отделе кадров,— рассказывает он.— Долго, но я был к этому готов. Это связано с получением формы секретности. Когда «Росатом» начал собирать команду для участия в WorldSkills Hi-Tech, мне предложили выступить от «Маяка» в компетенции «Мехатроника». Я согласился, и меня в тот же день взяли в штат. Знакомство с отраслью началось с чемпионата, и я этому рад, так как вырос профессионально».
Егор Усольцев любит горные лыжи, сноубординг, вейкбординг, ролики, виндсерфинг, кайт. «Хочу освоить скоростной спуск на лонгборде,— рассказывает он.— А горными лыжами я вообще занимаюсь 17 лет. В этом году стал чемпионом зимней «Атомиады» в слаломе и слаломе-гиганте. Постоянные состязания и проверка себя на прочность стали для меня в какой-то мере зависимостью».
Егор Усольцев
Инженер-технолог, «Маяк»
— Я верю в развитие нейронных систем, способных детально считывать мысль человека и воплощать ее в виде технической документации. Представьте: мы только подумали о каком-либо механизме — и в кратчайшие сроки получили проект. Степень его проработки зависит только от развитости мозга инженера, его знаний и навыков. Мне кажется, что между инженерами и рабочими пропадет грань, останется лишь разделение по специализации. То есть в комплексном проекте над конечным результатом думают несколько специалистов, а система суммирует их интеллектуальный труд. Физический труд, в свою очередь, отойдет к машинам. Каким я вижу «Маяк» через 10 лет: очень надеюсь на высокий уровень автоматизации производства. Сейчас много ручного труда. Тяжело внедряются инновации. Есть сложности, связанные с длительным проведением контроля качества. Небольшими шагами, но мы все же движемся в направлении технологического прогресса.
ИСТОРИЯ ПРО СУДЬБУ
Анастасия Терехович еще на производственной практике на МСЗ поняла, что не ошиблась с выбором специальности — «химическая технология неорганических веществ». После колледжа устроилась на завод лаборантом химанализа. Спустя три года получила шестой разряд.
«Наверное, попасть сюда — это судьба,— говорит Анастасия Терехович.— Родилась я в Глазове. Мои прадедушка, прабабушка, дед, дядя — все работали на ЧМЗ. После нескольких переездов моя семья обосновалась в Павловском Посаде — совсем недалеко от Электростали и МСЗ. Никто не думал, что я свяжу жизнь с технической профессией и уж тем более окажусь на таком же предприятии по производству ядерного топлива, что и в моем родном городе».
Анастасия Терехович
Лаборант химического анализа, МСЗ
— Лаборант будущего — это высококлассный специалист, который не боится изменений. Технологии развиваются высокими темпами, и он умеет к ним приспосабливаться. В лабораториях будет совершенное оборудование, позволяющее выполнять больший объем работы при меньших затратах времени и сил. И если уж совсем мечтать, то у такого специалиста обязательно будет посудомоечная машина. Промышленная, удобная, с сушкой, ведь море грязной посуды — это один из самых раздражающих и энергозатратных факторов моей профессии.
ИСТОРИЯ ПРО ПРЕОДОЛЕНИЕ И СКОРОСТЬ
На ОКБМ Александр Голованов работает пять с половиной лет. «Занимаюсь конструированием оборудования, трубопроводов и сосудов для реакторных установок типа БН,— рассказывает Александр Голованов.— Также работаю с ИТ-службой — тестируем новое ПО. Это интересно, но приходится сталкиваться с нежеланием коллег изучать софт, функционал, методики. Люди, как правило, ленивы и консервативны. Приходится их убеждать и на личном примере показывать, что это удобно и полезно».
Александр Голованов любит путешествовать со своей девушкой — они проехали почти всю европейскую часть России. «Последние два года увлекаемся гонками,— рассказывает он.— Недавно участвовали в чемпионате ЦФО по ралли — я за рулем, она штурман. Были и другие, местные, гонки, на которых мы завоевывали призовые места».
Александр Голованов
Инженер-конструктор 2-й категории, ОКБМ им. Африкантова
— Инженер-конструктор будущего пользуется модернизированными CAD-системами — проводит в них оценочные расчеты. При этом системы автоматизированного проектирования должны предлагать несколько вариантов решения, а не один, как сейчас. В моей профессии также будут использовать новейшие технологии по проектированию конструкций, в том числе технологии дополненной реальности и визуализации.
Недавно один цех ОКБМ оборудовали новейшими станками, сейчас еще один цех достраивают. Думаю, что через 10 лет все оборудование на предприятии будет новым, а через 30 появится несколько новых цехов. Мы будем развивать направления, связанные с гражданской промышленностью и энергетикой.