«Как раньше — не будет»: руководители «Росатома» обсудили развитие до 2045 года
В ближайшие годы предстоит нанять сотни тысяч специалистов — где их искать и чем привлечь? Как сохранить единство «Росатома» при стремительном росте, расширении бизнеса и круга компетенций? Какие приоритеты развития выбрать в среднесрочной и долгосрочной перспективе? Эти и другие вопросы рассмотрели на ежегодной конференции топ-менеджеров в конце марта.
«Знать в десять раз больше»
Общий тон конференции задал первый заместитель руководителя Администрации президента РФ, глава наблюдательного совета «Росатома» Сергей Кириенко: «Часто вижу, что многие в крупных компаниях пытаются продолжать жить в логике «надо потерпеть, и все снова будет так, как было раньше». Как раньше — не будет. Мир поменялся необратимо. Это означает важную вещь: тот, кто будет ждать, проиграет. Выигрывает тот, кто формирует эти изменения. «Росатом» должен найти свою роль в новом мире, понять, за счет каких решений, заделов и прорывов мы будем опережать конкурентов».
Сергей Кириенко привел примеры технологических вызовов, стоящих перед Россией и миром. Это, в частности, инструменты для работы с большими данными, суперкомпьютеры. «Никто, похоже, не ожидал, что развитие искусственного интеллекта будет идти так быстро», — отметил он. Другие важные направления — информационная безопасность, технологически независимые программно-аппаратные комплексы, логистика и транспорт, аддитивные технологии.
«Все происходящее сегодня — большой вызов. Но любой кризис всегда и время возможностей. Мы не имеем права это время упустить», — сказал Сергей Кириенко. Завершая выступление, он процитировал академика Анатолия Александрова: «Мы должны знать в десять раз больше того, что нам нужно сейчас». Сегодня этот девиз особенно актуален для отрасли.
Стать лидером технологий
Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев обозначил стратегические задачи корпорации на ближайшие годы. Это участие в становлении нового технологического уклада, освоение новых рынков и поиск новых партнеров, экспорт технологической независимости, повышение конкурентоспособности продуктов и услуг, больше внимания людям и регионам присутствия, работа в условиях санкционного давления. После 2030 года «Росатом» должен стать лидером формирования нового технологического уклада страны, продолжая развитие экспорта технологической независимости и освоение новых рынков.
Действующая стратегия «Росатома» рассчитана на период до 2030 года. Но планы по отдельным направлениям довольно детально прописаны на более длительный срок. Первый замглавы «Росатома» по атомной энергетике Александр Локшин рассказал о том, что предстоит сделать в части строительства АЭС в России. Есть утвержденная схема развития атомной энергетики до 2035 года. Она предполагает, что доля АЭС в энергобалансе останется на уровне 20 %. Но эта доля будет обеспечена не простым замещением выбывающих мощностей, подчеркнул Александр Локшин и добавил: «Именно в этот период мы имеем возможность сформировать будущее атомной энергетики. За 12 лет нам нужно создать те продукты, которые обеспечат «Росатому» лидерство на ближайшие несколько десятилетий».
Генерация нового поколения
Прежде всего речь о создающемся в Северске Опытно-демонстрационном комплексе с реактором на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ.
Во всем мире сейчас строятся блоки поколения III или III+. Первые три поколения реакторных технологий развивались по пути укрепления безопасности. Например, у второго поколения появились защитные оболочки. В третьем вероятность тяжелой аварии была снижена на порядки. Поколение III+ сочетает активные и пассивные системы безопасности.
«Четвертое поколение АЭС тоже подразумевает некоторое дальнейшее повышение уровня безопасности. Но есть и качественно другие требования, которые к этому поколению предъявляются: неограниченная ресурсная база и экологичность, то есть отсутствие отходов, длительное время оказывающих воздействие на окружающую среду. Сегодня этим требованиям отвечает только технология замкнутого топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах, которая в рамках проекта «Прорыв» отрабатывается в Северске», — пояснил Александр Локшин.
Будем развивать и направление с натриевым теплоносителем. Первый БН мощностью 1,2 ГВт предстоит построить на Белоярской АЭС, где уже работают натриевые установки меньшей мощности. Еще одно важное направление — малые АЭС, наземные и плавучие.
«Росатом» до конца 2024 года планирует выбрать площадки, где будут строиться АЭС в 2030–2042 годы. В этот период атомщики будут активнее осваивать Урал и территории за Уралом.
Повысить скорость решений
Александр Локшин перечислил основные задачи при реализации амбициозной программы. «Мы должны обеспечить технологическую независимость, создать в отрасли строительный комплекс, способный решать самые сложные задачи государственного уровня. Нужно повышать скорость принятия решений. Важны квалификация и компетенции специалистов любого уровня», — сказал первый замглавы «Росатома».
В заключение он вспомнил, как композитор Ференц Лист в своей партитуре на первой странице оставил указание играть быстро, на второй — очень быстро, на третьей — гораздо быстрее, на четвертой — быстро, как только возможно, а на пятой — еще быстрее. Отрасль как раз в той ситуации, когда нужно постоянно двигаться все быстрее, многократно ускоряться.
Мир велик
Первый замглавы «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров в своем докладе привел итоги 2022 года: «Нам удалось увеличить зарубежную выручку на 20 %, тем самым превысив плановые показатели и достигнув отметки в 11 млрд долларов США. Мы продолжили выполнять все контрактные обязательства, в том числе при реализации наших контрактов по линии ЯТЦ и поставок топлива», — сообщил Кирилл Комаров.
«Мы за 11–12 лет стали важной частью мировой атомной энергетики, наша работа тесно переплетена со всеми заказчиками. Мы всегда были открыты, активно участвовали в проектах в третьих странах. У нас по-прежнему огромные возможности для развития атомной энергетики в мире», — подчеркнул Кирилл Комаров.
2022 год стал рекордным и с точки зрения развития новых направлений бизнеса «Росатома». Выручка по новым продуктам составила рекордные 697,5 млрд рублей, что двукратно превышает план.
Кирилл Комаров отметил ряд преимуществ, которые есть у «Росатома». Технологический суверенитет — это часть ДНК каждого нового бизнеса корпорации, будь то композитные материалы, накопители энергии или цифровые решения. Умение собрать независимую экосистему нового бизнеса — востребованный элемент комплексного предложения не только в России, но и за рубежом. Также важно умение собрать максимально интегрированное предложение. Яркий пример — отраслевая программа «Электромобильность», в которой участвуют ТВЭЛ, РЭНЕРА, «Росэнергоатом», РАСУ, «Техснабэкспорт». «Нам надо переносить этот опыт на новые рынки», — уверен Кирилл Комаров.
Поиск ресурсов
Заместитель гендиректора «Росатома» по экономике и финансам Илья Ребров представил прогнозы на ближайшие годы. Важнейшие задачи — сокращение затрат и рост выручки. Это особенно важно в условиях масштабных планов развития, которые потребуют значительных инвестиций.
Впечатляющие цифры привела в своем докладе заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева. До 2030 года предстоит найти более 350 тыс. новых сотрудников. Это больше, чем нынешняя численность «Росатома» — около 300 тыс. человек.
Откуда придут новые сотрудники? Примерно по 20 % могут дать вузы и колледжи, ротация внутри отрасли, еще 5 % — международный рынок труда. И больше половины, 55 %, надо искать на внутреннем рынке.
Существенная часть спроса на кадры — от предприятий в атомных городах.
После 2030 года в отрасль придут те, кто сейчас учится в старших классах. О них нужно думать уже сегодня: воспитывать, знакомить с отраслью, подчеркнула Татьяна Терентьева.
«Росатому» нужно превратиться в глобальную технологическую экосистему, сказал в финале конференции Алексей Лихачев. «Надо думать о том, как мы будем бороться за людей. Мир ждут четыре главных дефицита — энергии, продовольствия, воды и людей», — подчеркнул глава «Росатома». Для атомной отрасли дефицит людей — самый серьезный вызов.
«Также важно сохранить внутреннее единство, несмотря на многотемье и полинаправленность бизнеса, — добавил Алексей Лихачев. — Надо думать о том, какие структурные изменения нужны отрасли с учетом развития «Росатома».