«Росэнергоатом» займет 30% мирового рынка по производству кобальта-60 в 2023 году
Сегодня на российских АЭС производят около 20 % изотопов в мире, в основном это кобальт‑60, но спрос превышает предложение. Уже в этом году за счет наращивания производства на Ленинградской, Смоленской и Курской станциях планируется увеличить долю до 30 %, а через пару лет начать на всех станциях наработку изотопов медицинского назначения, необходимых для производства жизненно важных радиофармпрепаратов. Стратегические бизнес-планы обсудили на совещании на Смоленской АЭС.
РБМК в помощь
Атомные станции с РБМК как нельзя лучше подходят для промышленного производства радиоизотопов, спрос на которые растет из года в год. Это позволяет конструктивная особенность установок — наличие автономных каналов (для топлива и стержней системы управления и защиты) и возможность проведения технологических операций на работающем реакторе.
Среди всех искусственных радиоактивных изотопов наиболее широкое применение нашел кобальт‑60. В природе его нет, зато хватает кобальта‑59, который атомщики научились наделять ценными качествами с помощью радиационных технологий. Они загружают в реакторы стержни с дополнительными кобальтовыми поглотителями (СДПК), за пять лет стартовый материал под воздействием тепловых нейтронов «созревает» — активизируется и преобразуется в нужный продукт.
На Смоленской АЭС начали осваивать новый для себя вид деятельности в 2017 году. За три года в реакторные установки трех энергоблоков загрузили 80 СДПК. В декабре 2022 года Ростехнадзор выдал лицензию на обращение с радиоактивными веществами, а вместе с ней право на разборку облученных поглотителей и отправку их для дальнейшей переработки на Ленинградскую АЭС.
«Основной объем работ проводится под защитным слоем воды, служащим поглотителем гамма-излучения, — рассказал начальник отдела радиационных технологий Смоленской АЭС Виктор Тимченко. — В пенале приреакторного бассейна выдержки стержни разбираются на звенья и помещаются в транспортный контейнер. Окончательную подготовку для передачи продукта заказчику выполняет обладающий многолетним опытом коллектив Ленинградской станции».
Специально для обращения с облученными СДПК был спроектирован, смонтирован и введен в строй комплекс нестандартного отечественного оборудования на первом и втором энергоблоках, на третьем его запустят в ближайшие месяцы. Первые четыре контейнера с капсулами кобальта‑60 уже доставлены заказчикам. До конца 2023 года необходимо извлечь 31 СДПК. В течение 2,5–3 лет достанут все поглотители, загруженные в 2017–2019 годах, и поэтапно заменят на новые.
≈80 %
номенклатуры радиоизотопов получают в России с помощью атомных реакторов
Высокая готовность
Сейчас «Росэнергоатом» занимает примерно 20 % мирового рынка «рукотворных» радиоизотопов и уже в 2023 году планирует за счет наращивания производства на Ленинградской, Смоленской и Курской АЭС увеличить долю до 30 %. Якорным заказчиком выступает канадская компания Nordion, которая заинтересована в получении большего объема радиоизотопов, чем было законтрактовано ранее.
«Отношение к достижению этой цели самое серьезное и находится на личном контроле у генерального директора концерна Андрея Петрова и первого заместителя гендиректора «Росатома» по атомной энергетике Александра Локшина, — отметил руководитель проекта «Кобальт на РБМК» Дмитрий Козинцев. — Чтобы осуществились планы, решается комплекс вопросов, среди которых обеспечение бесперебойной логистики внутри страны, увеличение парка корзин для транспортировки звеньев СДПК, применение импортных комплектующих. Кроме того, мы завершаем постановку на производство поглотителей с российскими кобальтовыми мишенями, что позволит расширить рынок сбыта, а при необходимости изменить его».
Изотопы исцеления
Кроме кобальта‑60, канальные реакторы способны производить и другие радиоизотопы, в частности, медицинские, из которых получают радиофармацевтические препараты для диагностики и лечения широкого спектра заболеваний, в первую очередь онкологических. Проект «Изотопы медицинского назначения на РБМК» в 2022 году включен в отраслевую программу «Развитие продуктового направления ядерной медицины и технологий», оператором которой выступает отраслевая компания «Русатом Хэлскеа».
«Госкорпорация взяла на себя обязательства обеспечить весь российский рынок, который существует сейчас и который сформируется к 2030 году, качественными субстанциями для радиофармацевтических препаратов, — отметила руководитель проекта Анастасия Подлубная. — Реакторы РБМК будут выступать якорными поставщиками сырья для GMP‑завода, который строится в Обнинске».
Субстанции, о которых идет речь, это йод‑125, йод‑131, самарий‑153, молибден‑99, лютеций‑177. Наработку этих изотопов энергоблоки № 2 и 3 Смоленской АЭС должны начать уже через пару лет.
«Чтобы во второй половине 2025 года приступить к облучению стартовых мишеней и наработке в них изотопов медицинского назначения, необходимо оперативно, во взаимодействии с центральным аппаратом «Росэнергоатома» и НИКИЭТ, решить множество задач, — подчеркнул заместитель главного инженера Смоленской АЭС Анатолий Карпинский. — Так как требуется перепрофилировать каналы системы управления и защиты, необходимо обосновать безопасность модернизации и получить лицензию Ростехнадзора. Нужна лицензия регулятора и на обращение с радиоактивными веществами. Кроме того, будет проектироваться, изготавливаться, монтироваться и испытываться нестандартизированное оборудование».
Никита Константинов
Заместитель генерального директора — директор по бизнес-развитию концерна «Росэнергоатом»
— Оба проекта: и по наращиванию производства кобальта, и по производству изотопов медицинского назначения важны как для концерна, так и для страны. Прежде всего их реализация направлена на повышение качества жизни людей, охрану их здоровья, а также на развитие российской промышленности, в том числе на территориях присутствия предприятий атомной отрасли.
В этом году мы планируем занять 30 % на мировом рынке по производству кобальта. Треть мирового рынка облучательных устройств занимает стерилизация медицинских изделий. Расширение производства медицинских изотопов на канальных реакторах позволит более чем в два раза увеличить производственные мощности «Росэнергоатома» и обеспечить поставки на сооружаемый «Росатомом» в Обнинске завод по производству радиофармпрепаратов для нужд российской медицины.
Я уверен, что с учетом накопленного опыта мы справимся со всеми сложными и ответственными задачами.