С легкой парой: на «Урале» подняли флаг, «Якутию» спустили на воду

22 ноября в «Атомфлоте» стало дважды праздничным днем: поднят государственный флаг на втором серийном атомном ледоколе проекта 22220 «Урал» и спущен на воду третий — «Якутия». Новые суда будут работать на то, чтобы к концу 2024 года навигация по Северному морскому пути стала круглогодичной.

В торжестве в честь поднятия флага на «Урале» по видеосвязи участвовал президент России Владимир Путин. «Благодарю наших корабелов, атомщиков, конструкторов, рабочих, инженеров — всех специалистов, которые участвуют в создании этих высокотехнологичных, без всякого преувеличения уникальных судов, за огромный труд, за профессионализм, за готовность к развитию, к достижению самых амбициозных целей», — сказал он.

Ледокол вошел в состав «Атомфлота» и скоро отправится в Обь-Енисейский район, чтобы сопровождать суда со строительными грузами для «Восток-Ойла». «Это крупный инвестиционный проект «Роснефти» в Арктике, который должен обеспечить прирост грузопотока по Севморпути до 30 млн т с 2024 года и до 100 млн т с 2030 года», — пояснил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.

«Урал» — второй в серии проекта 22220. Особенность этих судов — двухосадочность: ледокол меняет осадку, чтобы заходить в устья рек и на мелководье. Проводки головного и первого серийного ледоколов, «Арктики» и «Сибири», в районе терминала «Ворота Арктики», а также в Енисейском заливе подтвердили способность работать на небольших глубинах.

Третий серийный ледокол «Якутия» спущен на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Строятся еще два — «Чукотка» проекта 22220 и «Россия» проекта 10510 «Лидер». На церемонии спуска «Якутии» на воду вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что до конца года «Росатом» заключит контракты на строительство пятого и шестого серийных ледоколов проекта 22220. В плане развития СМП до 2035 года записано, что них выделяется 56,61 млрд и 61,34 млрд рублей соответственно. На строительство четырех дизельных ледоколов (2023–2030 годы) требуется еще 220 млрд рублей. Деньги поступят из внебюджетных источников.

Обновленный ледокольный флот необходим, чтобы к концу 2024 года судоходство по всей акватории СМП стало круглогодичным, а объем грузоперевозок к 2030 году достиг 150 млн т год. «Развитие этого важнейшего транспортного коридора позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию, — отметил Владимир Путин. — Мы открыты для сотрудничества с партнерами, с теми, кто хочет работать с Россией».

Выпускной «Урала»

«Урал» был заложен на верфи «Балтзавода» в 2016 году и спущен на воду в 2019-м. С 14 до 31 октября этого года шли ходовые испытания в акватории Финского залива. Команда проверила скоростные качества ледокола, маневренность, работу механизмов и оборудования систем связи, автоматики, навигации, электродвижения, паротурбинной установки, валопроводов, якорного и рулевого устройств.

Капитан «Урала» — Иван Курбатов, выпускник Новосибирской академии водного транспорта. В «Атомфлоте» с 2007 года, начинал на атомоходе «Россия», через два месяца перешел на «50 лет Победы», а в 2020 году был назначен старпомом на «Арктику». С июня этого года Иван Курбатов руководит приемочным экипажем «Урала».

«Урал» направился из Петербурга в порт приписки Мурманск. К работе на СМП ледокол приступит в первой декаде декабря.

Крещение «Якутии»

Этот ледокол был заложен в мае 2020 года, на нем уже стоят реакторы РИТМ-200 и почти все основное оборудование. После спуска «Якутию» продолжат достраивать на воде. Сдача в эксплуатацию запланирована на декабрь 2024 года.

Судно будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы. Там нужно проводить танкеры с углеводородной продукцией, идущие с Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

По традиции при спуске на воду судно проходит крещение: о форштевень разбивают бутылку шампанского — его пена символизирует первое соприкосновение корабля с морской волной. Крестной «Якутии» стала вице-премьер Виктория Абрамченко. «Ледоколы проекта 22220 будут самым экологически чистыми в своем классе, — отметила она. — Выбросы ледоколов этой серии кардинально сокращены. Например, выбросы сажи, или черного углерода, — всего 500 г в год. Если сравнивать с выбросами обычной угольной котельной, это в 100 тыс. раз меньше».

В 2019 году «Урал» крестила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, «Сибирь» двумя годами ранее — председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. «Арктику» — председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она же в 2010 году стала крестной ПЭБа «Академик Ломоносов».

В советское время право разбить бутылку шампанского о борт нового судна по большей части предоставляли тем, кто его проектировал и строил. Например, ледокол «Сибирь» в 1976 году спускала на воду разметчица Лидия Васильева, «Россию» в 1983 году — электросварщица стапельного цеха Иванова (история не сохранила ее имя), «Советский Союз» в 1986 году — газорезчица Ольга Гусева, «Ямал» — конструктор Надежда Виноградова, а «50 лет Победы» — крановщица Светлана Кисина. Было лишь одно исключение — «Таймыр» в 1989 году спускал на воду член политбюро ЦК КПСС Лев Зайков.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: