РЭНЭРА расширит площадку по производству литийионных ячеек в Москве
В октябре РЭНЕРА начинает строительство завода по производству литийионных ячеек и систем накопления энергии в Калининграде. До конца года существенно расширится и промышленная площадка в Москве. Мы побывали на участке сборки на МЗП и выяснили подробности.
На батарейной тяге
На Московском заводе полиметаллов (МЗП) РЭНЕРА собирает системы хранения энергии и тяговые литийионные батареи для электротранспорта: прогулочных электрокаров, троллейбусов, карьерных самосвалов. «Комплектующие мы получаем от партнеров, — рассказывает технический директор «РЭНЕРА-Энертека» Станислав Гольдес. — В корпус батареи устанавливаем модули, электрооборудование, электронные платы, контакторы, подключаем жгуты. Затем проверяем работоспособность, упаковываем и отгружаем клиентам».
Прогулочные электрокары без подзарядки преодолевают до 100 км. Заряжаются они от обычной розетки 220 В. На этом экологичном, бесшумном и компактном транспорте катаются в парках.
Обычные троллейбусы можно оснастить батареей, если маршрут пока не оборудован линиями контактной сети — например, в новых районах. Батареи к 97 троллейбусам с увеличенным автономным ходом в этом году РЭНЕРА поставила белорусскому производителю городского транспорта BKM Holding. Это партия для Санкт-Петербурга. Первый такой троллейбус город получил в свой день рождения, 27 мая.
А зачем батарея карьерному самосвалу? «Речь о гибриде, у которого есть двигатель внутреннего сгорания и батарея, накапливающая энергию при движении машины. Подниматься из карьера самосвал может на запасенной энергии, тем самым существенно экономя топливо», — поясняет Станислав Гольдес.
От вибрации и ударов аккумуляторы защищены прочным корпусом. Батарейные блоки обвешивают системами охлаждения и обогрева, эффективная температура работы батареи — около 25 °С. «Наш продукт ничем не уступает импортным аналогам. Мы имплементируем в конструкцию только проверенные на практике решения. Есть и свои ноу-хау — например, в способах установки систем охлаждения, теплообмена и др.», — перечисляет Станислав Гольдес.
Энергостраховка
Помимо тяговых батарей РЭНЕРА выпускает стационарные системы накопления, работающие вместе с бесперебойным источником питания. Новая разработка компании — система энергоемкостью 75 кВт⋅ч и источником питания мощностью 50 кВт. По сравнению с предыдущей версией она проще в сборке, дешевле и удобнее в обслуживании.
Применяются такие системы, во‑первых, как источник резервного питания. «Если номинальная нагрузка объекта равна 50 кВт, то система сможет обеспечивать его электроэнергией час-полтора, а при снижении потребления — два часа и более», — рассказывает Станислав Гольдес. Второй вариант — накопитель энергии для практически любого объекта генерации: газопоршневой или небольшой газотурбинной станции, ветро- и солнечной станции — то есть там, где нужно сгладить дисбаланс выработки и потребления.
«Наша система — модульная и вариативная, — подчеркивает Станислав Гольдес. — По запросу клиента можем менять напряжение, емкость, мощность, размер, использовать разные виды преобразователей». РЭНЕРА передает систему под ключ: специалист компании приезжает на площадку, устанавливает аккумуляторный модуль и запускает оборудование. Срок эксплуатации — 10–15 лет. Сейчас такие системы серийно изготавливаются для МСЗ, «Росгеологии» и других заказчиков.
Планы на вырост
Мощность сборочного производства — всего 40 МВт·ч в год. В РЭНЕРА признают, что этого не хватает: много контрактов, объемы нужно увеличивать. Поэтому до конца года тут же, на МЗП, откроется опытно-промышленный участок. По плану производительность вырастет до 150 МВт·ч. «К четвертому кварталу 2023 года мы намерены локализовать все производство, за исключением аккумуляторных ячеек. А стопроцентная локализация наступит с пуском завода в Калининграде в 2025 году», — объясняет Станислав Гольдес.
Строительство завода стартует в октябре. Его проектная мощность — 4 ГВт·ч в год. «Это будет предприятие полного цикла: батареи будут производиться из собственных материалов, — говорит гендиректор РЭНЕРА Александр Камашев. — Московская площадка продолжит работу: там будет проходить финальная сборка изделий и развиваться научнотехническая база».
Портфель заказов РЭНЕРА на 2022 год — 50 % стационарные системы и столько же тяговые батареи. В будущем это соотношение изменится: до 90 % будут занимать батареи для электротранспорта. По оценкам РЭНЕРА, мировой рынок электротранспорта к 2030 году вырастет в 11 раз, российский — в 60. Калининградский завод обеспечит потребности 50 тыс. электромобилей в год, но, учитывая темпы роста рынка, этого может оказаться недостаточно. Тогда встанет вопрос о новых заводах. С учетом опыта строить их будет значительно проще. «Мы считаем, что способны дать толчок к созданию целой отрасли и стать в ней лидерами. Мы к этому готовы», — заключил Александр Камашев.
Еще больше фотографий с производства на Московском заводе полиметаллов — в нашем фотобанке. Зарегистрированным пользователям доступна полная коллекция.