Лед и планы: как обеспечить круглогодичную навигацию на Севморпути
Превращение Северного морского пути в международный транспортный коридор — стратегическая задача, аспекты которой обсуждали практически на всех основных мероприятиях Восточного экономического форума. Там же прошло первое заседание совета участников судоходства по СМП.
На пленарном заседании президент России Владимир Путин отметил важность первого контейнерного рейса между Мурманском и Камчаткой, подтвердившего безопасность проводки судов в арктической зоне. «Дело не только в том, чтобы разрешить проход судов в Арктике или просто соединить две точки. Нужно сделать так, чтобы в каждом порту на пути следования производилось обслуживание судов и обработка грузов, а график движения был ритмичным и предсказуемым, надежным. В этом случае все пункты маршрута и все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора», — подчеркнул Владимир Путин.
Правительство утвердило план развития Севморпути до 2035 года, на реализацию планируется выделить 1,8 трлн рублей из разных источников. По прогнозу грузопоток может вырасти с нынешних 35 млн т до 220 млн т в год.
Поворот на восток
Ключевой вопрос — грузовая база для перевозок по Севморпути. Для этого нужно предложить экономически обоснованный, конкурентный тариф — соответствующее поручение дано правительству. «Думаю, что небольшое проседание международного транзита, которое есть сегодня, — временное. Поскольку экономика перевозок из Европы на растущие азиатские рынки и обратно безальтернативна. Примерное соотношение грузоперевозок — 24 тыс. км по Суэцкому каналу против 14 тыс. по Севморпути», — напомнил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев на заседании первого совета участников судоходства по СМП.
До 2030 года России потребуются 132 судна арктического класса: 45 уже есть, 32 строятся, 55 нужно построить. Также до 2035 года понадобятся около 75 судов высокого арктического класса, включая атомные и неатомные ледоколы, контейнеровозы и др. Так, обсуждается создание до шести неатомных ледоколов мощностью 40–45 МВт для работы в устьях рек и западной части Севморпути. В связи с этим «Росатом» и Объединенная судостроительная корпорация обсуждают создание крупной судостроительной верфи на острове Котлин в Финском заливе. Ее сооружение может обойтись в 200 млрд рублей, сообщил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Это лишь предварительная оценка масштабного проекта.
«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. На востоке сконцентрированы потребители нашей продукции и потенциальные инвесторы развития Арктики. Наша миссия — обеспечить круглогодичную навигацию начиная с декабря 2024 года. На это направлена и совместная работа по поручению президента над планом развития СМП до 2035 года, сейчас продолжаем взаимодействие с грузоотправителями по внесению изменений в правила плавания и сегодня предложили на обсуждение участников совета модель судоходства на СМП. По расчетам, сделанным Миндальвостока, Минэкономразвития и «Росатомом», до 2035 года новые проекты создадут 31,5 трлн рублей ВВП и принесут в бюджет более 13,2 трлн рублей налогов», — отметил Владимир Панов, специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики.
Флот для сопровождения
Один из основных грузоотправителей, «Новатэк», возлагает большие надежды на проект «Арктик-СПГ‑2». После запуска всех трех очередей объем перевозок СПГ составит 19,8 млн т в год, в восточном секторе Арктики будут одновременно ходить 15 газовозов. «Для полноценной реализации проекта необходимы морские перегрузочные комплексы на Камчатке и в Мурманске, — рассказал заместитель председателя правления «Новатэка» Евгений Амбросов. — Для поддержания коммерческой скорости и начала круглогодичной навигации требуется ледокольное сопровождение: три ледокола в Карском море и три атомных ледокола — в восточном секторе Арктики».
Всего в атомфлоте будет семь ледоколов проекта 22220 («Арктика» и «Сибирь» уже в строю) и ледокол «Россия» проекта «Лидер». Обсуждается сооружение еще четырех атомоходов.
«Грузоотправители строят базовую инфраструктуру — порты, заказывают суда, осваивают месторождения. Количество судов на СМП и число участников судоходства все время растет, — подчеркнул Алексей Лихачев. — Мы понимаем необходимость координации действий, для того чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами, обеспечивающими связь, данные о состоянии ледовых покровов, погодных условиях. Наша общая цель — это безопасность, вторая, не менее важная, составляющая — коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан совет участников судоходства по СМП».
Срок выдачи разрешений на плавание уже удалось сократить в два раза: с 10 до пяти рабочих дней. Продолжается цифровизация процессов. Так, с сентября 2023 года планируется наладить подачу документов на получение разрешения через портал «Госуслуги». 15 сентября запущен сайт Главсевморпути nsr.rosatom.ru, где размещается информация о поступивших на рассмотрение заявлениях, выданных разрешениях, уведомлениях об отказе в выдаче разрешения на плавание, навигационная и гидрометеорологическая информация, данные о движении судов и проч.
Спутники на маршруте
Для безопасного плавания необходимы актуальные и прогнозные данные о погоде и ледовой обстановке. До 2024 года планируется закупить и установить 68 дрейфующих гидрометеорологических буев в акватории Северного Ледовитого океана. «Дополнительно коллеги из «Росатома» и Минпромторга при участии специалистов Росгидромета создают бортовой измерительный комплекс. Он обеспечит сбор и обработку информации в районе местонахождения судна о ледовых и гидрометеорологических параметрах. Опытный образец планируется получить до конца 2023 года. Данная информация будет использована специалистами для уточнения прогноза. Опытный образец планируется получить до конца 2023 года», — сообщил заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев.
Кроме того, 1 сентября вышла в первый рейс уникальная ледостойкая платформа «Северный полюс», предназначенная для круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Евгений Амбросов отметил, что «Новатэк» не может заказывать коммерческую съемку Севморпути со спутников из-за санкций. «Доступны исключительно снимки из открытых иностранных источников — таких мало, при этом они крайне редко покрывают важные для нас и наиболее сложные участки акватории СМП: Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, район севернее и восточнее острова Врангеля», — сказал замглавы «Новатэка». По его словам, чтобы выполнить все перевозки в срок, подрядчикам потребуется группировка российских коммерческих аппаратов дистанционного зондирования Земли, работающих в оптическом, инфракрасном, радиолокационном диапазоне.
Чтобы определить оптимальный маршрут движения судна, нужен постоянный мониторинг ледовой обстановки: анализ спутниковых снимков, ледовых карт, фактических данных. То есть нужны российские спутники, предоставляющие снимки акватории СМП в различных диапазонах, а также система прогнозирования ледовой обстановки. В настоящий момент на орбите Земли работает один гидрометеорологический спутник, до конца 2023 года планируется запустить еще четыре.